Бокс приходит в себя после локдауна

    Российские боксеры вынуждены готовиться к Играм в удаленном режиме
    Пресс-служба федерации бокса России

    Как пострадали профессиональные боксеры, изменились ли призовые фонды соревнований по олимпийскому боксу и почему спортсменам пришлось боксировать с тенью в 2020 году? Заместитель генерального секретаря Федерации бокса России Кирилл Щекутьев рассказал о влиянии коронавируса на спорт.

    Хук от пандемии

    Мировое спортивное сообщество в 2020 году столкнулось, пожалуй, с самым сильным противником – пандемией коронавируса. По оценкам аналитиков Федерации бокса России, количество только боксерских турниров в 2020 году в нашей стране по сравнению с прошлым годом сократилось почти на 70%, что сказалось на качестве подготовки спортсменов.

    На 2020 год Федерацией бокса России были запланированы 35 спортивно-массовых мероприятий в России и за рубежом, в которых должны были принять участие члены различных сборных команд страны по боксу. Уровень этих соревнований – от Всероссийской Универсиады в Екатеринбурге до Олимпийских Игр в Токио. Но проведены из них были только 11. Остальные либо отменены, либо перенесены на будущее. Которое, к слову, пока так и не наступило — буквально на днях совет директоров AIBA принял решение о переносе командного Кубка Мира уже с 2021 года на 2022 год.

    За пределами России в 2020 году состоялись только юношеское первенство Европы в Болгарии и юниорское — в Черногории. То есть, наши взрослые боксёры-члены мужской и женской национальных сборных фактически были лишены международной практики не только в период карантина, но и весь год. Это беспрецедентный простой для российского бокса.

    Количество отмененных соревнований по боксу в 2020 году в России исчисляется многими десятками. Среди них и региональные первенства, и межрегиональные турниры, и ведомственные соревнования. Пострадали от нехватки боевой практики боксеры практически всех уровней.

    Например, были отменены шесть из семи международных турниров класса «А», проводимых на территории России. Обычно на каждый из них съезжаются сотни боксеров из десятков стран, что качественно повышает уровень отечественного бокса. Но успел пройти только один – в Комсомольске-на-Амуре в конце января прошлого года. Впрочем, и он был для юниоров 17-18 лет. Что, конечно, хорошо, поскольку хотя бы российские юноши и девушки в сложном минувшем году получили важную для них в этом возрасте международную практику.

    Из 31 Всероссийского турнира класса «А» проведены в прошлом году только 15. Это означает, что десятки, если не сотни, боксеров, желающих выполнить норматив мастера спорта – главной спортивной «награды» таких турниров — были лишены этой возможности. А это ближайший резерв мужской и женской сборных страны. Еще печальнее статистика по Всероссийским турнирам класса «Б» — из 53 запланированных состоялись только 14. Ценность этих соревнований для боксеров также высока – на кону звания кандидатов в мастера спорта, а значит возможность подняться на ступеньку выше и попасть «на карандаш» к ведущим тренерам или промоутерам страны. 

    Бой с тенью

    Такой простой сказался и на тренировочном процессе — в обычное время боксёры проводят одну-две тренировки в зале в день, но в прошлом году они долгое время были вынуждены ограничиться поддерживающими занятиями в домашних условиях, а вместо полноценных спаррингов — боем с тенью. Это, по мнению главного тренера сборной России по боксу Виктора Фархутдинова, недопустимо для спортсменов. Особенно, для тех, кто готовится к чемпионатам России или квалификационному турниру по отбору на Олимпийские Игры.

    На первом крупном постпандемийном турнире — командном Кубке России — отсутствие тренировочной практики стало причиной не самых удачных выступлений ведущих спортсменов сборной. В 60% боев лидеры национальной команды либо терпели неудачи, либо испытывали сложности в поединках. В том числе, по этой причине Федерация бокса России приняла решение провести в конце 2020 года чемпионаты стран среди мужчин в Оренбурге и среди женщин в Ульяновске.

    На этих соревнованиях было уделено повышенное внимание санитарным нормам, что сказалось и на их бюджете. Но зато удалось сохранить размер призовых фондов по отношению к 2019 году: 15 млн рублей на командном Кубке России среди мужчин, 10 млн рублей на женском чемпионате страны и 10 млн рублей – на мужском. К слову, уже известно, что в 2021 году призовые фонды мужских соревнований будут увеличены: 20 млн рублей – Кубок России и 19 млн рублей – чемпионат России.

    Но ведущим боксерам России необходима и международная практика перед квалификаций на Олимпиаду в Токио. А количество международных турниров по олимпийскому боксу в мире упало даже больше, чем в России – почти на 85%. В эту статистику не входят совместные спортивные сборы с другими национальными командами, что, по мнению тренеров сборной России, является необходимым для достижения высоких спортивных показателей. Особенно в предолимпийский сезон.

    Начиная с Олимпийских Игр 1996 года в Атланте, сборная России по боксу не уезжала с главных турниров без золотых медалей. Последние результаты на чемпионатах мира 2019 года среди мужчин и женщин, когда представители национальной команды завоевывали по три золотых медали, заставляют экспертов включить сборную России в список главных фаворитов турнира в Токио.

    Профессиональный спад

    Профессиональные боксеры столкнулись с еще большими проблемами. В среднем такой спортсмен проводит по 2-3 боя за год, но в 2020 году в лучшем случае он выходил в ринг только раз. Это сказалось не только на тренировочном процессе, но и на уменьшении доходов от гонораров. При этом ведущие российские боксеры-профессионалы – Артур Бетербиев и Дмитрий Бивол – и вовсе остались без боевой практики в 2020 году.  

    Поединок Артура Бетербиева в 2020 году переносился пять раз, дважды менялся соперник. Важно понимать, что каждая отмена или перенос боя влечет за собой финансовые потери. В среднем боксеру-профессионалу необходимо три месяца на подготовку, где помимо нескольких тренеров, задействованы спарринг-партнеры, диетологи и другие специалисты. Полноценный тренировочный лагерь боксера высокого уровня может обойтись в несколько миллионов рублей. В случае отмен или переносов боев эта сумма команде спортсмена или его промоутерской компании никем не возмещается.

    Резко снизилось количества зрелищных и конкурентных поединков. Даже в случае разрешения на проведения боксерского шоу, организаторы сталкивались с проблемой поиска соперников из-за сложностей с пересечением границ. Например, у одного из самых популярных российских боксеров Мурата Гассиева перед поединком в Сочи поменялось три соперника за две недели.

    Всего на территории России в 2020 году было проведено 38 профессиональных турниров, санкционированных Федерацией бокса России. Отменено было, на первый взгляд, не так много — всего 6 турниров, запланированных на март-апрель прошлого года. Но стоит учесть, что для профессионального бокса обычная практика, когда турниры планируются на два-три месяца вперед, поэтому календаря на лето-осень 2020 года не было изначально. И даже если промоутеры хотели провести во второй половине года какие-то бои, то сделать это им было затруднительно – где-то из антиковидных ограничений, где-то из-за того, что на турнирах не могли присутствовать зрители. А нет зрителей – нет денег. Так что, по-настоящему зрелищных и громких боев в 2020 году состоялось не более десятка. Что может негативно повлиять на зрительских интерес в будущем.

    Бокс наносит ответный удар

    Еще немного показательной статистики: всего Федерация бокса России лицензировала в стране 860 профессиональных боксеров. Но за 2020 год под этой лицензией на профессиональном ринге боксировали только 340 спортсменов. То есть, почти две трети профи остались без боевой практики и гонораров. Что неизбежно приведет к уходу из спорта многих из них. А значит и дальнейшему сокращению количества профессиональных турниров и росту конкуренции среди промоутеров. Им придется искать и раскручивать новых боксеров, что может отнять годы. Особенно с учетом того, что отменены многочисленные региональные соревнования и турниры классов «А» и «Б», которые, как я уже отметил выше, часть стройной системы для мониторинга перспективных бойцов.

    Эта система не разрушена, поскольку вся создававшаяся последние годы инфраструктура отечественного бокса сохранена. Но, как и весь мировой спорт, пропустила серию мощных ударов. Убежден, что победа над пандемией неизбежна, хотя она и отступает с контратаками. Поэтому наши задачи на 2021 год — сконцентрироваться на эффективной защите от коронавируса во время соревнований и тренировок, сохранить максимальное количество и качество боксерских школ и залов в стране, а также провести все запланированные соревнования и турниры в России. Ну и Олимпиаду, конечно же, пока никто не отменял.