«Смогу откатать так в Сочи – буду на пьедестале». Как Липницкая вернула Россию в топ в женском катании

    С ее победы на Евро началась эпоха Тутберидзе
    Юлия Липницкая /Zuma / ТАСС

    Сегодня в это почти невозможно поверить, но еще 10 лет назад женское одиночное катание в России было в кризисе. Пугающая тишина наступила с уходом Ирины Слуцкой. Из спортивной реальности выпало целое поколение – 90-х. Когда рухнула советская система, не многие смогли позволить себе тренировки за собственный счет. И если в танцах, например, или у спортивных пар были богатые победные традиции, а, значит, и перспективы выйти на мировой уровень, то связывать жизнь своих детей с женским одиночным катанием родители не спешили. Травмоопасно, дорого и никаких гарантий.   

    Перед Олимпиадой в Сочи россиянки много лет не попадали в призы даже на чемпионате Европы. Но за месяц до Игр неприятную традицию нарушили Юлия Липницкая и Аделина Сотникова. Выиграли золото и серебро Евро, соответственно. 

    Главное впечатление – прокаты 15-летней Липницкой. Один из первых и очень ярких примеров того, как будет работать система Тутберидзе.

    Юлия Липницкая и Этери Тутберидзе на Олимпиаде-2014 /Артем Коротаев / ТАСС

    Сложная музыка и образы, но точное попадание в них 

    Олимпийский сезон был вторым взрослым в карьере юной одиночницы. Ставку сделали на сложные и драматичные образы. Больше всего вопросов вызывала музыка из «Списка Шиндлера» для произвольной программы. Многие сомневались, что 15-летней фигуристке стоит давать такую сложную тему. Только не Этери Тутберидзе. 

    «Разве в этом списке не было детей, не было подростков? – объясняла Тутберидзе в одном из интервью. – Самую главную картинку к этому фильму помните – девочка в красном пальто. Этот образ прошел через весь фильм. И я считаю, что детей нельзя оберегать от этой темы и говорить, что она только для взрослых. Юля много раз пересматривала «Список Шиндлера» и сказала, что хочет быть той девочкой. И мы сразу договорились, что не будем делать Юлю взрослее». 

    Получилась история большой трагедии, рассказанная ребенком – мощный драматический эффект. И очень точное попадание в образ – Юля никого из себя не изображала, просто передавала те эмоции, которые испытывала сама, вспоминая сюжет фильма Спилберга. 

    В короткой программе звучала музыка из песни «Не отрекаются любя». Без слов, потому что Юля не вживалась в образ лирической героини Пугачевой, а создавала свой, рассказывала не о зрелых чувствах, а о первой влюбленности – о том, что и сама могла пережить в свои 15. 

    Такой подход, когда для того, чтобы рассказать сложную историю, выбирают понятные (и прежде всего – для самих исполнительниц) инструменты, станет главным в работе Тутберидзе над программами.   

    Евгения Медведева, которая в 2014 г. только готовилась ворваться в мировое фигурное катание, подчеркивала: для тренера очень важно, чтобы ее спортсменки понимали, о чем их постановки, и могли прочувствовать их. Тема перемен, например, особенно близка и понятна, когда начинается переходный возраст. Именно поэтому первые взрослые программы Медведевой рассказывали о том, как меняется внутренний мир человека. 

    Техническая сложность и грамотная расстановка элементов

    Еще одна важная особенность постановок в группе Тутберидзе – такая расстановка элементов, которая позволяет получить максимально возможные бонусы и надбавки к оценкам. Самый показательный пример – «Дон Кихот» Алины Загитовой, в котором все прыжковые элементы отправили во вторую часть программы, и они стали стоить намного дороже. При чистом исполнении – практически на пять баллов. Теперь эта находка не очень актуальна – ISU изменил правила начисления бонусов, но в прошлых олимпийских циклах было серьезным преимуществом.    

    И впервые это сработало у Липницкой, как раз на Евро-2014. В Будапеште во второй части произвольной программы Юля исполнила сразу пять прыжковых элементов из шести. И это при том, что каскады Липницкой изначально были самыми дорогими. Восемь лет назад еще никто, кроме нее, не мог позволить себе комбинацию из тройных лутца и тулупа, стоимостью больше 10 баллов. Только на прыжковых элементах Юля выиграла у ближайших конкуренток – Аделины Сотниковой и Каролины Костнер – больше семи баллов. Общий отрыв по технике составил больше 10 – от Аделины Сотниковой и почти 20 – от Каролины Костнер. Большую роль сыграло и то, что практически на каждый элемент у Юли был сложный заход.

    Юлия Липницкая на Евро-2014 /Тасс

    «Такой набор элементов я еще не исполняла даже на тренировках, – радовалась Липницкая. – Думаю, если смогу откатать так же в Сочи, будет пьедестал как минимум». 

    Оценивая компоненты программы, один из арбитров выставил максимально возможные 10 баллов. Общая сумма – 209,72 балла – стала второй в истории женского одиночного катания. На тот момент больше набирала только Ю На Ким на Олимпиаде в Ванкувере. 

    Этим прокатом Липницкая не просто обеспечила себе место в олимпийской сборной, но и показала, что в России, наконец, появилось поколение сильных одиночниц – самых сильных в мире.