Airbnb стала глобальным спонсором Международного олимпийского комитета до 2028 г. Сумму сделки оценивают в $500 млн

«Ведомости. Спорт» выбрали сделку года
Максим Стулов / Ведомости

О том, что крупнейший в мире сервис подбора жилья для краткосрочного размещения войдет в число главных олимпийских спонсоров до 2028 г., официально объявили в январе 2020-го. Слухи о сделке появились чуть раньше: статус Airbnb как локального партнера на Играх в Рио – 2016 и Пхенчхане–2018 фиксировал взаимный интерес компании и Международного олимпийского комитета (МОК). Но сотрудничество в глобальном формате – это новый уровень отношений, причем взаимовыгодных.

В сентябре 2019-го компания Airbnb объявила о планах по IPO в 2020 г. Это требовало громких PR-акций, а сделка с МОК точно подходит под такую характеристику. Правильность выбранной стратегии подтверждают цифры: год назад компанию оценивали в $31 млрд, затем из-за пандемии было серьезное падение, но 10 декабря, в день проведения IPO, Airbnb оценили уже в $47 млрд. Цена на акции основывается в том числе и на прогнозах по числу бронирований в ближайшие годы. А партнерство с МОК дает гарантии на десятки тысяч сделок через платформу в самых востребованных точках мира в конкретный момент. Даже если не учитывать Токио, где вопрос с допуском зрителей на соревнования до сих пор не решен, рано или поздно пандемия закончится, а мир вернется к нормальной жизни. И у Airbnb будут лучшие условия для работы с туристами, планирующими посетить Пекин в 2022-м, Париж в 2024-м, а также Милан в 2026-м и Лос-Анджелес в 2028-м. 

«Конечно, люди и раньше бронировали через нас жилье, приезжая на Игры, но теперь мы можем рекламировать себя официально. Уже сейчас у нас есть около 200 000 владельцев жилья в тех городах, где будут проходить Олимпиады», – объяснял в интервью Financial Times соучредитель Airbnb Джо Геббиа.

Кроме того, для Airbnb важна имиджевая составляющая сделки. Развитие сервиса обернулось ростом недовольства жителей Барселоны, Амстердама, Парижа и других востребованных у туристов городов, что заставило власти даже ввести ограничения на аренду частного жилья. Масштабный олимпийский проект должен вернуть Airbnb позитивный имидж.

Для МОК это не только выгодная сумма сделки (по оценке Financial Times – $500 млн), но и решение проблемы с размещением туристов. Airbnb гарантирует наличие 40 000 мест в городе проведения Игр, что максимально устраивает организаторов. Впрочем, есть и обратная сторона – владельцы отелей видят в такой сделке нарушение принципа конкуренции. Особенно нервно на соглашение МОК и Airbnb отреагировали во Франции. В совместном заявлении президент Национальной группы гостиничных сетей (CNG) Жан-Виржиль Кранс и президент UMIH (по сути, профсоюз отелей, кафе и ресторанов) Лоран Дюк назвали партнерство возмутительным и заявили, что и сами нашли бы 40 000 комнат для спортсменов и зрителей. Угрожали даже бойкотом Игр, но дальше история не продвинулась – видимо, новый виток противостояния случится ближе к Олимпиаде в 2024 г.

Раньше МОК приходилось требовать от местных организаторов возводить специальные Олимпийские деревни для спортсменов, волонтеров, журналистов и т. д. Зачастую после Игр эти постройки становились бесхозными. С Airbnb отпадет необходимость в этих строительных подвигах. Хотя функционирование закрытой Олимпийской деревни для спортсменов президент МОК Томас Бах до сих пор считает верным.

Для Airbnb сделка с МОК еще и шанс улучшить качество сервиса. Компания публично обещала, что к моменту старта Игр в городе, где они проходят, будут проверены все 100% вариантов размещения. А это уже огромный плюс для обычных пользователей площадки.

Другие материалы в сюжете