«В России понимают важность региона». Зачем сборной чемпионат Центрально-Азиатской футбольной ассоциации

    Участие в новом турнире позволит заработать очки в рейтинге ФИФА
    Летом 2023 г. сборная России сыграет на международном турнире, хотя санкции остаются в силе /РФС

    Азиатское направление

    Национальная сборная примет участие в чемпионате Центрально-Азиатской футбольной ассоциации (CAFA), о приглашении и предварительном согласии российской стороны стало известно в середине марта, сам турнир пройдет с 9 по 21 июня, а переговоры об участии России начались еще прошлой осенью.

    CAFA объединяет шесть футбольных федераций из стран, расположенных в регионе близко друг к другу. В ней четыре представителя бывшего СССР – Таджикистан, Узбекистан, Туркмения и Киргизия, а также Афганистан и Иран.

    Локальный союз создали в 2015 г., инициатива в тот момент исходила от иранцев, которые тогда только покинули похожую западно-азиатскую организацию. Первое время столицей CAFA был Узбекистан, сейчас двигателем развития стал Таджикистан, там находится и офис, а возглавляет организацию президент локальной федерации футбола Рустам Эмомали, сын многолетнего таджикистанского главы Эмомали Рахмона.

    Шесть членов CAFA регулярно участвуют в турнирах, организованных ассоциацией: проводят соревнования для юношеских команд, женских, мини-футбольных и даже пляжных.

    При этом турниров для национальных мужских сборных пока не было, запланированный на июнь – первый в таком статусе. В CAFA признают, что участие сборной России позволит сразу поднять престиж дебютного соревнования.

    Предполагается, что на турнире выступят восемь команд, Россия станет седьмой, еще одного участника определят позднее. Официально об участии россиян пока сообщила только таджикистанская сторона, в Российском футбольном союзе (РФС) подтвердили лишь то, что такой вариант рассматривают.

    Для РФС сейчас именно азиатское направление ключевое, даже если активно обсуждавшийся в конце 2022 г. переход в Азиатскую конфедерацию футбола (АФК) не состоится. Сборная России после ввода санкций провела товарищеские матчи с Киргизией и Таджикистаном, двумя участниками CAFA, а в конце марта встретится с третьим – Ираном – в гостях, после чего примет в Санкт-Петербурге сборную Ирака.

    Среди членов ассоциации сборная России, если судить по рейтингу ФИФА, не самая сильная: выше находится Иран, участник ЧМ-2022 (24-е место, Россия на 37-м), остальные участники ниже.

    Россия – топ-соперник

    CAFA как организация нужна Азиатскому региону, потому что одной АФК не хватает для проведения нужного объема соревнований, объясняет «Ведомости. Спорту» вице-президент Федерации футбола Таджикистана Алишер Урунов.

    «Благодаря Центрально-Азиатской футбольной ассоциации в том числе возрождаются связи между странами, которые в недавнем прошлом были частью одного государства, – считает он. – Кроме того, у Афганистана и Ирана с нами общая история, язык: по сути, все мы говорим на фарси и прекрасно друг друга понимаем».

    Сборная России по футболу не участвовала в международных турнирах с Евро-2020 /РФС

    Урунов отмечает, что идею CAFA поддерживают и в ФИФА, и в АФК, так как всем очевидно: проводить паназиатские соревнования трудно как минимум из-за сложной логистики. В сравнении с Европой страны находятся дальше друг от друга, а переезды и перелеты стоят дорого и отнимают много сил. Поэтому более крупные международные организации приветствуют локальную инициативу, обеспечивающую густонаселенный регион турнирами большинства разновидностей футбола для всех возрастов.

    Урунов призывает российских болельщиков, журналистов и других заинтересованных относиться к идее турнира для национальных сборных и выступлению там сборной России без того сарказма, который периодически встречается в материалах профильных медиа и комментариях к ним.

    «Своим желанием проводить турниры и приглашением к участию сборной России мы не заслуживаем такого отношения, – говорит Урунов «Ведомости. Спорту». – Это отталкивает людей, а тем временем здесь, в Таджикистане, относятся к россиянам с теплотой, по-прежнему отдают детей в русские школы, говорят на русском языке».

    В Таджикистане относятся к сборной России как к топовому сопернику, рассказывает Урунов «Ведомости. Спорту». Он вспоминает, что еще

    после распада Советского Союза его брат Закир Урунов как начальник команды «Памир» из Душанбе был одним из тех, кто предпринимал шаги для сохранения общего футбольного чемпионата.

    В ноябре 2022 г., накануне товарищеского матча, РФС и Федерация футбола Таджикистана подписали меморандум о сотрудничестве, так что нынешние инициативы можно считать его реализацией.

    «Благодаря той игре у нас появилась дополнительная возможность обсудить совместные шаги, – отмечает Урунов. – Мы говорили в том числе о турнирах для сборных, о приезде российских клубов в Таджикистан и таджикских – в Россию. Мы рады, что идеи постепенно реализовываются. Надеюсь, вскоре состав участников турнира сборных расширится еще. Возможно, сборная Китая в какой-то момент сможет принять участие».

    Июньский турнир планируют провести в Ташкенте и Бишкеке, а среди его спонсоров ожидают увидеть «Газпром», следует из инсайда Metaratings, на который пока нет официальной реакции.

    В дальнейших планах CAFA, по информации Урунова, организация международных турниров и для клубов. Рассматривают ли Россию в этом отношении как потенциального партнера, пока не ясно. Хотя один из первых шагов, вполне возможно, уже сделан: в феврале по ходу сборов перед рестартом РПЛ петербургский «Зенит» провел товарищеский матч с иранским клубом «Сепахан».

    Футбольная мягкая сила

    Чтобы верно оценить новые шаги российского футбола в сторону Азии, стоит рассматривать взаимоотношения России со странами Центральноазиатского региона в целом, считает доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов.

    «Взаимодействие активно развивается и имеет ярко выраженные позитивные тренды, – утверждает он. – В первую очередь, речь о коммуникации в рамках ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. – «Ведомости. Спорт»). Узбекистан, Таджикистан и Киргизия имеют крепкие экономические связи с нашей страной. Около 1/3 всего товарооборота этих стран приходится на Россию. Суммы российских инвестиций по итогам 2022 г. составили свыше $2,5 млрд».

    Максимов отмечает, что западные санкции пока существенно не повлияли на это сотрудничество, но еще больше эксперта удивляют темпы развития отношений с Ираном. Причем не только по линии военных ведомств, поставок технологий и вооружений (хотя Максимов описывает уровень сотрудничества в этой области как беспрецедентный), но и в реализации масштабных транснациональных проектов, призванных обеспечить логистическую связь России с рынками Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки.

    «В перспективе 3–5 лет планируется увеличить товарооборот между странами до $40 млрд в год, при том что в 2021 г. он был равен $4 млрд, – говорит Максимов «Ведомости. Спорту». – Сближение со странами Центральной Азии и Ираном идет даже более быстрыми темпами, чем это виделось еще полгода назад».

    По словам Максимова, выступление сборной России в чемпионате CAFA может быть обусловлено не только «дружественным» составом участников и возможностью для сборной сыграть матчи с начислением рейтинговых очков ФИФА, но и получить обратную связь от отечественной футбольной общественности.

    «Пока большинство специалистов резко негативно оценивают даже мысль о переходе в АФК, – напоминает Максимов. – Возможно, следует рассматривать участие в турнире как пробный шар и попытку запустить соревновательный процесс, пусть и в несколько непривычном российскому болельщику формате».

    К тому же футбол можно рассматривать как элемент так называемой мягкой силы, считает он: турнир увеличит российское влияние в Центральной Азии.

    «Судя по всему, важность региона понимают и в политических кругах России, – резюмирует эксперт. – Не случайно спонсором турнира готовится стать «Газпром». И здесь с руководством страны нельзя не согласиться. Население региона – около 190 млн человек, а географическое положение и природные ресурсы делают Центральную Азию крайне важным элементом российской макроэкономической зоны, которую, судя по последним действиям России, планируется создать в будущем».