Три главных покупателя, рекордные запросы и разногласия Глейзеров. Что известно о продаже «МЮ» прямо сейчас

    Очень много противоречивой информации
    Главный тренер «МЮ» Эрик тен Хаг оберегает футболистов от любых слухов, связанных с продажей клуба /EPA

    Новость о том, что семья Глейзеров может продать «Манчестер Юнайтед», появилась в ноябре 2022 г. В официальном обращении от имени клуба, которое опубликовал The Athletic, говорилось, что совет директоров заинтересован в экономическом развитии «МЮ» и готов рассмотреть любые возможности – от допуска новых инвесторов до полноценной продажи. Но почти всем неравнодушным, кажется, ближе второй вариант. За 17 лет в клубе Глейзеры так и не смогли стать своими. 

    В декабре 2022 г. предположения подтвердились – владельцы «МЮ» наняли финансовых консультантов из компании Raine Group, которым доверили вести сделку по продаже. И почти сразу обозначили ценовой диапазон – от 6 до 7 млрд фунтов стерлингов. Стоимость, очевидно, завышена. Сами Глейзеры покупали клуб за 831 млн фунтов. Под их управлением «МЮ» всего по разу выиграл Лигу чемпионов и Лигу Европы, дважды завоевывал Суперкубок УЕФА и пять раз становился лучшим в АПЛ (последний – в сезоне 2012/13). А еще накопил массу экономических и организационных проблем. 

    Мнение экспертов тоже не в пользу «Юнайтед» – Football Benchmark, дочерняя компания аудиторского гиганта KPMG, оценивает клуб в 2,4 млрд фунтов. Еще один важный финансовый показатель – доходы. В сезоне 2021/22 они составили порядка 583 млн фунтов, в 11-12 раз меньше того, что хотят получить американские владельцы.   

    Глейзеров все это не смущает, они уверены – такой клуб, как «МЮ», достоин рекордов. И, если не получается на поле, можно войти в историю хотя бы после продажи. Пока абсолютным рекордсменом среди спортивных клубов является «Денвер Бронкос» из НФЛ. Он был продан в 2022 г. за $4,5 млрд (порядка 3,75 млрд фунтов).       

    Кто хочет купить «МЮ»?

    Еще одно оправдание высокой стоимости – широкие возможности для торга. Можно аккуратно снижать цену, но оставаться при этом в выигрыше. Желающих поторговаться минимум трое. 

    Первым свои амбиции обозначил британский миллиардер, владелец нефтяной компании Ineos Джим Рэтклифф. Самое актуальное предложение от него – 5 млрд фунтов. На неделе он приезжал с визитом на «Олд Траффорд», в том числе, чтобы представить свой план реконструкции стадиона (это одна из главных болевых точек в переговорах по продаже). 

    Рэтклифф представил долгосрочный план развития, а потом немного пооткровенничал в разговоре с журналистами Wall Street Journal: «Как определяется цена картины? Как определяется цена дома? Это не связано с тем, сколько стоит построить дом или сколько стоит нарисовать картину. Чего не хочется делать, так это платить глупые цены, потому что впоследствии можно пожалеть об этом». 

    Его главный конкурент – катарский шейх Джасим бин Хамад Аль Тани. В середине этой недели он тоже был готов заплатить порядка 5 млрд фунтов, но, по информации Sportico, увеличил предложение до 6 млрд. А еще пообещал серьезно вложиться в стадион и другую клубную инфраструктуру. 

    Это серьезная заявка, на успех. Правда, есть отягчающее обстоятельство – против сделки могут выступить другие клубы АПЛ. Они опасаются, что после перехода под контроль катарских владельцев «МЮ» станет недосягаем в финансовом плане, а это, в свою очередь, разрушит конкурентный баланс в лиге. 

    Очевидным аутсайдером на фоне Рэтклиффа и Аль Тани выглядит Томас Зиллиакус, бывший топ-менеджер Nokia, который сейчас живет в Сингапуре. Он подал свою заявку в минувшую пятницу. Его предложение – менее 4 млрд фунтов. Несмотря на столь скромные цифры, в британской The Guardian предположили, что именно появление Зиллиакуса подтолкнуло шейха Джасима к более решительным действиям.

    Сам Томас признает, что его возможности довольно скромные, но обещает привлечь сразу несколько соинвесторов. Их имена пока не разглашаются.  

    Глейзеры могут передумать?

    Ходят слухи, что старший из братьев – Аврам Глейзер был изначально против продажи клуба. А всю эту историю затеял только ради того, чтобы посмотреть, сколько в принципе можно получить за «МЮ». Кроме того, он уверен – благодаря шумихе, которую получилось поднять с помощью разговоров о продаже, можно привлечь новых инвесторов, не отказываясь от контрольного пакета акций. 

    Так, по информации ESPN, миноритарным владельцем «МЮ» готов стать американский хедж-фонд Elliott. Кстати, не новичок в футбольном бизнесе – с 2018 по 2022 гг. владел итальянским «Миланом». 

    Джоэл Глейзер, средний из братьев, занял выжидательную позицию: он не прочь остаться у руля клуба, но хотел бы видеть в числе соинвесторов не только Elliott. В случае полной продажи именно он настаивает на том, чтобы цена была никак не меньше 6 млрд фунтов. 

    Остальные три брата и сестра выступают за продажу на любых более-менее выгодных условиях. По информации британских медиа, они слишком устали от негатива со стороны болельщиков. Последние неоднократно устраивали различные акции протеста, в том числе – бойкотировали услуги и товары основных партнеров клуба. В результате одной из таких акций в 2021 г. у «Манчестер Юнайтед» сорвалась сделка с торговой группой Hut Group на 200 млн фунтов. 

    На то, чтобы договориться между собой и принять окончательное решение, Глейзерам, похоже, понадобится дополнительное время. Изначально они планировали решить все вопросы до конца апреля, но теперь установили новый дедлайн – июнь 2023 г.