Жестокий лед

    Хоккей на льду остается одним из самых опасных видов спорта. Иногда эта опасность — смертельная
    Тимур Файзутдинов /instagram.com/mhl_rus

    Вчера в ярославской больнице скорой помощи умер защитник молодежного клуба «Динамо» из Санкт-Петербурга Тимур Файзутдинов. В прошлую пятницу в матче против «Локомотива» спортсмен принял на себя бросок соперника. Шайба попала в сонную артерию. Несколько секунд после удара хоккеист находился в сознании, но затем отключился и так и не пришел в себя.

    «Ведомости. Спорт» вспоминают еще три случая, когда жизнь хоккеистов обрывалась на льду.

    Билл Мастертон

    За более чем вековую историю на льду НХЛ случилась одна трагедия, непосредственно приведшая к гибели человека. В сезоне 1967/68 гг. после двойного силового приема скончался игрок «Норт Старз» Билл Мастертон. Во втором периоде матча с «Оклендом» Мастертон владел шайбой и на большой скорости вкатывался в зону противника вдоль борта. Силовой прием против Билла выполнили сразу двое соперников. Удар не получился мощным, но в результате него Мастертон оступился и упал, ударившись головой о лед.

    К смерти привело не только отсутствие шлема на голове Мастертона. Партнеры Билла отмечали, что он часто краснел. Мама хоккеиста говорила, что сын периодически жаловался на головные боли. В 2011 г. канадские нейрохирурги исследовали случай Мастертона и пришли к выводу, что смерть наступила из-за «синдрома второго удара». Хоккеист уже играл с серьезной травмой головы, а еще одна привела к отеку мозгу.

    В 1968 г. лига учредила Bill Masterton Memorial Trophy в честь спортсмена. Эта награда вручается игроку НХЛ, который проявил высокое спортивное мастерство и верность хоккею. Ношение шлемов для хоккеистов НХЛ стало обязательным только через 11 сезонов.

    Алексей Черепанов

    13 октября 2008 г. за три минуты до окончания матча «Витязь» — «Авангард» в подмосковном Чехове на скамейке запасных омского клуба сознание потерял Алексей Черепанов. В тот момент у 19-летнего нападающего остановилось сердце. Вопреки регламенту КХЛ рядом с ареной не оказалось машины скорой помощи, а вызванная добиралась до молодого человека слишком долго. Когда медики все-таки приехали, выяснилось, что на борту реанимобиля не было дефибриллятора — аппарата, который мог бы «завести» сердце.

    В 2007 г. Алексей Черепанов побил снайперский рекорд российских чемпионатов для дебютантов. По количеству заброшенных шайб в первом сезоне на взрослом уровне он обошел Александра Овечкина и Павла Буре. /Виктор Голубь / ТАСС

    Алексея успели довезти до больницы, но спасти хоккеиста не удалось. Он умер через несколько десятков минут. Управляющий директор КХЛ в то время Владимир Шалаев утверждал, что сердце хоккеиста весило в полтора раза больше, чем у здорового человека. Последующие исследования показали, что Черепанов страдал хроническим миокардитом. А в крови спортсмена обнаружили кордиамин, который применяют для лечения этого заболевания.

    «Авангард» вывел из обращения №7, под которым выступал Алексей Черепанов. Его именем назван трофей лучшему новичку сезона в КХЛ. Черепанов подавал большие надежды. Он был лидером и капитаном юниорской и молодежной сборных России, а в предпоследнее лето своей жизни был выбран первым из россиян на драфте НХЛ — «Нью-Йорк Рейнджерс» под общим 17-м номером.

    Александр Орехов

    Трагедия с участием Тимура Файзутдинова почти в точности повторила то, что произошло 14 января 2016 г. с 16-летним защитником новокузнецкого «Металлурга» Александром Ореховым. В матче Юниорской лиги за несколько секунд до завершения второго периода шайба попала капитану команды в шею и тоже задела сонную артерию. Он упал и потерял сознание. Врачи определили повреждение шейного позвонка.

    Александр Орехов /ХК «Металлург»

    Орехов находился без сознания больше двух недель. Планировалось, что из Новосибирска, где проходил матч, его перевезут в Москву. Но не успели. Спортсмен скончался 2 февраля.

    Мама товарища Орехова по команде рассказала, что медицинскую помощь Александру оказали с большим опозданием. Еще на льду молодой врач, по ее словам, не знал, как подступиться к хоккеисту. А в реанимационной машине, которая приехала по вызову, не было приспособления, необходимого для транспортировки пострадавшего с травмой шеи.

    В день, когда роковую травму получил Орехов, в новокузнецком дворце спорта проводилась церемония прощания с другим воспитанником хоккейной школы. Во время тренировки Сергей Симонов, который в тот момент играл за «Спутник» из Нижнего Тагила, столкнулся с партнером. В больнице ему удалили селезенку. Но затем хоккеисту снова стало плохо, и он скончался.