Перчатки от Большунова и клюшки от Зарипова: спортсмены создают именные бренды

    Конкурировать с топ-производителями пока не получается, но спрос на продукцию есть
    Федерация лыжных гонок России

    Российские спортсмены осваивают рынок профессиональной экипировки и оборудования, создавая собственные бренды. Эти бизнес-проекты пока не могут составить конкуренцию известным производителям, но находят своего потребителя. 

    Летом 2023 г. Александр Большунов объявил в соцсетях о запуске собственного бренда. Олимпийский чемпион Пекина-2022 стартовал с линейки одежды и аксессуаров для лыжников. Началось все с перчаток для лыжероллеров за 2900 руб., а сейчас ассортимент включает десятки наименований – от термобелья до массажных цилиндров. Все позиции рекламирует сам спортсмен, а на товарах – логотип с инициалами Александра. 

    При этом Большунов не первый профессиональный атлет в России, выпустивший коллекцию спортивных товаров под своим именем. Экипировкой занимаются и представители других видов спорта.

    Популярно у лыжников

    Лыжник Александр Легков заинтересовался ритейлом 10 лет назад. Вскоре после победы на Олимпиаде в Сочи-2014 он открыл экипировочный центр – магазин работает в Москве до сих пор. В каталоге много товаров от разных брендов, но есть и те, что относятся непосредственно к Легкову. Лыжник выпускает очки Neon Legkov, стоимость которых стартует от 14 000 руб. (на других площадках можно найти чуть дешевле). Аксессуар от олимпийского чемпиона – результат коллаборации с итальянским брендом спортивной оптики Neon Optic. Известно, что в таких очках выступает российский биатлонист Антон Бабиков. 

    В интернет-магазине Легкова продаются спортивные товары и от Евгения Дементьева, еще одного завершившего карьеру лыжника. Звезда Олимпиады-2006 выпускает одежду и обувь под маркой DE. Ассортимент широкий: от термобелья и тренировочных костюмов до зимних ботинок и варежек. Те же позиции продаются и в интернет-магазине экипировочного центра самого Дементьева.

    Бренд трехкратного призера Сочи-2014 Максима Вылегжанина называется «Вмакс». Он завершил карьеру в 2019-м и теперь выпускает спортивную экипировку и аксессуары, причем не только для лыжников. А отправной точкой для бизнеса стало решение Adidas в 2018 г. прекратить сотрудничество с российской сборной. С 1990-х немецкая компания была поставщиком для национальной команды и несколько лет работала с лыжным клубом Вылегжанина в Удмуртии, зато в отсутствие признанного производителя появилась возможность создать что-то свое.

    «В 2018-м я искал удобную и функциональную одежду, в которой приятно тренироваться, – рассказывает Вылегжанин в интервью «Ведомости. Спорту». – Взяли несколько тестовых образцов от разных производителей, но нам не все понравилось. Стали разбираться во всех аспектах сами, выбрали материал, доработали лекала. Мой опыт в спорте очень помог – знаю, что нужно атлетам. В какой-то момент мы поняли, что можем отшивать небольшими партиями экипировку для других клубов с их дизайном».

    Ассортимент бренда «Вмакс» отражает и увлечения Вылегжанина. После завершения карьеры лыжника он увлекся марафонами, так что часть экипировки его бренда подойдет бегунам и триатлетам. В разделе «аксессуары» есть лыжероллеры за 5990 руб., кепки за 1200, рюкзак за 12 000 и даже немного мерча – брелок, обложка на паспорт и скрепка для бумаг с мотивирующей надписью.  

    «Пока ассортимент не такой широкий, у нас сейчас только более профессиональная спортивная линейка, – рассказал Максим. – Есть запросы на худи, и их тоже планируем отшить. Понятно, что при небольших партиях цена не может быть минимальной. До сих пор используем итальянские ткани, хорошую мембрану и по объемам не конкурируем в Demix от «Спортмастера».

    По словам Вылегжанина, вся продукция изготавливается в России. Спортсмен-предприниматель не раскрывает финансовых показателей и не выделяет в отдельную статью доходы от реализации экипировки, так как на том же ИП завязана работа клуба, проката и сервиса. Максим также добавляет, что выручка покрывает часть расходов детского соревнования «Стриж» на 10–12 стартов в год – его проводят второй сезон.

    «Я достаточно погружен во все процессы, – говорит Вылегжанин. – Первые образцы лекал пробую я, участвую в дизайне – как, впрочем, и другие люди. «Вмакс» – это не просто мое имя, под которым кто-то что-то выпускает. Не скажу, что это колоссальный бизнес, он пока маленький. В какой-то момент дела идут хорошо, иногда хуже. Сейчас на фоне импортозамещения стало лучше, многие бренды ушли, а мы предлагаем хорошую экипировку – шьем ее в течение месяца. Другие производители зачастую не могут предложить ничего в такие короткие сроки». 

    Максим считает, что его бренд еще только раскручивается. Пока он не представлен на маркетплейсах.

    «Заряд» Зарипова

    На хоккейном рынке самый известный спортсменский бренд – «Заряд». Его запустил в 2015 г. экс-нападающий «Ак Барса» и магнитогорского «Металлурга» Данис Зарипов. Форвард не стал распыляться на разные товарные категории, а сосредоточился на выпуске клюшек. Хоккеист открыл компанию вместе с бизнес-партнером Иваном Савиным, бывшим защитником «Трактора», который в 2020-м стал генеральным директором челябинского клуба. С 2016 г. клюшки делают в Татарстане на предприятии в Набережных Челнах. Основной материал – углеродное волокно российского производства. Генеральный директор «Заряда» Илья Ничипорук в беседе с «Ведомости. Спортом» отказался разглашать объем инвестиций, но заявил, что это «не десятки миллионов рублей», а заметно больше.

    Сегодня Зарипов владеет брендом лишь частично – в 2019-м половину акций фирмы выкупил Композитный дивизион «Росатома», который выпускает углеродные волокна и его производные. «Сейчас Данис и Иван участвуют в деятельности компании на уровне принятия стратегических решений, – поясняет Ничипорук. – Зарипов является лицом бренда, выступает в качестве эксперта и оценивает перспективные технические решения клюшек и, конечно же, дает обратную связь как профессиональный пользователь. Также мы поддерживаем диалог и с действующими игроками КХЛ».

    Зарипов сам регулярно выходил на лед с «Зарядом» в руках. Инвентарь оценили и другие профессионалы – с клюшками из Татарстана выступали Александр Попов, Антон Бурдасов, Григорий Дронов, Артем Галимов и другие игроки клубов КХЛ. 

    Правда, в относительных цифрах присутствие бренда на рынке довольно скромное. В конце января генеральный директор Федерации хоккея России Дмитрий Курбатов в интервью ТАСС сообщил, что с «Зарядом» выступает только 2% профессиональных игроков, но это единственная российская марка клюшек для хоккеистов топ-уровня. Курбанов выразил беспокойство, что клюшки из Татарстана не пользуются спросом в детских школах. Возможно, дело в цене – детские модели «Заряда» стоят от 9000 руб. Это дешевле клюшек от CCM или Bauer, признанных лидеров рынка, но школам проще закупить продукцию малоизвестных марок китайского производства – она еще дешевле. «Заряд» же, по словам Ничипорука, конкурирует на российском рынке с мировыми брендами, но их производство крупнее и расположено, как правило, в Китае, что снижает себестоимость. Зато у российского производителя более гибкая политика сбыта, чем у зарубежных компаний, добавляет Ничипорук: «У мировых брендов жесткая ротация дилеров. Они собирают заказы на сезон, а затем распределяют поставки, т. е. достаточно сложно разместить дополнительные заказы». 

    Переносить производство за границу ради удешевления не планируют, зато намерены развивать кастомизацию для профессионалов – с учетом индивидуальных потребностей, например в форме загиба, жесткости и других характеристик. Из Китая, как утверждает Ничипорук, такие экземпляры идут в Россию месяцами. «Заряд» же может изготовить клюшку под конкретного игрока в срок от недели до месяца – в зависимости от сложности. Спортшколы и любители также интересуются кастомизацией, пусть и визуальной, но выпустить много клюшек с дизайном от заказчика за границей не получится. «Мы сами разрабатываем графику для команд и можем печатать от одной штуки. Это преимущество местного производства», – добавляет Илья.

    Зарипов в недавнем интервью «Р-Спорту» признался, что рассчитывает на поддержку государства, чтобы сделать бренд более массовым. «Мы проводим определенную работу с игроками, предлагаем всем, но мало кто доверяет российскому продукту, – рассказал Данис. – Но мы не отчаиваемся, продолжаем работу. Мы делаем акцент на молодежи».

    Продажи «Заряда» поровну распределены между профессионалами, любителями и юными хоккеистами, говорит Ничипорук. Но в будущем бренд хочет расширить присутствие на рынке за счет массового сегмента и спортшкол. Он уточняет, что на данный момент компания выпускает около 70 000 клюшек в год. «Сейчас наши клюшки занимают 5–7% российского рынка, – поясняет гендир. – Наша задача – кратно нарастить продажи».

    Грибок и стоялка

    В бизнес погрузились и гимнасты: Олимпийский чемпион Токио-2020 Давид Белявский предлагает экипировку и мерч под брендом Belyavskiy Wear. Стоит недешево: спортивный костюм за 10 000 руб., трико за 3000–5000, защитная маска – за 450 руб. Другой триумфатор Игр-2020 – Никита Нагорный запустил вместе с партнерами бренд «Супер-силач» еще в 2018-м. Под ним выпускают гимнастические снаряды – грибки и стоялки (официальное название оборудования, которое используется на тренировках в этом виде спорта).

    Осенью 2021 г. в интервью Forbes Нагорный утверждал, что на предпринимательство его вдохновила книга Брайана Трейси «Нет оправданий», а первым проектом стал барбершоп, который, впрочем, прибыли не приносил. «Дальше я начал заниматься оборудованием для занятий гимнастикой дома, – рассказывал спортсмен. – Мы взяли написали на всех снарядах «Никита Нагорный», и пошли заказы. Работаем по этому направлению до сих пор». Пару лет назад проект приносил атлету 3,5 млн руб. выручки в год. Интернет-магазин «Супер-силач» по-прежнему работает, но ассортимент ограничен 15 товарами, а соцсети не обновляются несколько месяцев. Хотя сам Нагорный активен в YouTube – на его канал подписано 657 000 человек. В маркетплейсах бренд не представлен.