Экономический рычаг: Украина просит спонсоров повлиять на МОК и сохранить бан России

    А роль спонсоров действительно так велика?
    В Международном олимпийском комитете задумались о том, чтобы допустить спортсменов из России и Белорусси к главным соревнованиям /Wikimedia

    Президент Украины Владимир Зеленский рассказал, что отправил письмо глобальным спонсорам Международного олимпийского комитета (МОК), в котором попросил их не допустить участия российских и белорусских спортсменов в ближайших соревнованиях в Париже.

    Поводом для обращения стало интервью главы МОК Томаса Баха немецкому изданию Spiegel и последующие разговоры о том, что россияне и белорусы смогут выступить в столице Франции под нейтральным флагом. Спортивный чиновник отметил, что исключение из-за паспорта «не соответствует ценностям и миссии Олимпийской хартии». 

    Детального плана по возвращению спортсменов из России на международную арену пока нет. Среди возможных критериев допуска называлось соблюдение Всемирного антидопингового кодекса и той самой Олимпийской хартии, особенно в части касающейся миротворческой миссии МОК.   

    В России давно сложилось представление о том, что именно американские компании-спонсоры определяют политику МОК. «К сожалению, МОК – это ивент-агентство, которое проплачивается спонсорами, в первую очередь – американскими. Соответственно, кто платит, тот и диктует правила», – так в недавнем интервью ТАСС сформулировал общие настроения серебряный призер Ванкувера-2010 в лыжном спринте Александр Панжинский. 

    Но это не совсем так. В финансовом отчете за 2021 г. (он пока самый свежий из доступных) указано, что организация заработала порядка $4,2 млрд. Всего же за последний четырехлетний отчетный период (с 2017 по 2021 гг.) получилось выручить $7,6 млрд. И всего 30% от общей суммы приходится на долю спонсоров. 

    Прямо сейчас у МОК 14 глобальных спонсоров. Из них только пять компаний представляют американский бизнес, в том числе – Coca-Cola, старейший партнер организации. Они начали сотрудничать еще в 1928 г. В списке также Airbnb, Intel, P&G и Visa. Европейский бизнес представлен четырьмя брендами: швейцарским часовым гигантом Omega, британской консалтинговой компанией Deloitte, французской IT-компанией Atos и лидером на рынке страховых услуг – Allianz из Германии. Чуть более скромное представительство у японцев. Контракты с МОК есть у Toyota, Panasonic и Bridgestone. Еще по одному партнеру организация нашла в Китае (Alibaba) и Южной Корее (Samsung). 

    Важно понимать: те самые 30% от $7,6 млрд принесли МОК не только глобальные, но и региональные спонсоры. Последние, как правило, активизируются во время проведения Олимпийских игр и при подготовке к ним. В отчетный период укладываются Пхенчхан-2018 и Токио-2020.     

    Вообще же большую часть доходов в последние годы МОК получает от реализации телеправ. Сейчас этот показатель установился на отметке в 61%. А здесь как раз тон задают американские вещатели. В 2014 г. NBC заключила с МОК контракт на показ Олимпийских игр с 2022 по 2032 гг. Телекомпании это обошлось в $7,75 млрд. За предыдущий цикл (с 2012 по 2020 гг.) NBC заплатила $4,38 млрд. Для сравнения: европейские вещатели не дотягивали и до $2 млрд. 

    В начале этого года МОК передал права на показ Игр на территории Европы Европейскому вещательному союзу (EBU) и американской компании Warner Bros. Discovery. Финансовые условия сделки не разглашаются, но они, наверняка, будут более выгодными для организации, чем прежние.        

    Может ли это как-то повлиять на олимпийское будущее спортсменов из России и Белоруссии? Безусловно. Но не факт, что только в негативном ключе. Так, глава Олимпийского комитета США Джин Сайкс не раз говорил: и для спортсменов, и для бизнеса важно, чтобы на соревнованиях был высокий уровень конкуренции. Вот, например, одно из последний заявлений: «Выслушав многих спортсменов в США, мы понимаем их желание соревноваться со всеми лучшими атлетами мира, но только при условии обеспечения безопасности и честного соперничества. Мы призвали МОК продолжить изучение процесса, который оставит в силе существующие санкции и гарантирует, что к соревнованиям допустят только нейтральных и чистых спортсменов». 

    И еще одна маленькая деталь: в 1980 г., когда Америка бойкотировала московские Игры, NBC выполнила финансовые обязательства перед Советским Союзом.