Снег по цене золота: как глобальное потепление влияет на зимние Олимпиады

    Организаторы Игр-2026 потратили десятки миллионов евро на высокогорные резервуары и искусственный снег
    IMAGO/VCG
    IMAGO/VCG

    В последние десятилетия снег на зимних Олимпийских играх перестал быть подарком природы, превратившись в дорогостоящий промышленный ресурс, требующий миллионов литров воды, гигаватт электроэнергии и сложной логистики. Ради сохранения телевизионной картинки организаторы игнорируют глобальное потепление, трансформируя горные склоны в подобие заводских цехов и покрывая трассы травмоопасным ледяным бетоном. Подобная стратегия ведет к истощению природных ресурсов и критическим финансовым издержкам. «Ведомости. Спорт» – с подробностями. 

    Падение спонсорского дохода МОК

    Пять лет назад на экраны вышла сатирическая черная комедия «Не смотрите вверх» с Леонардо ди Каприо, в которой человечество упорно игнорирует летящую к Земле комету, предпочитая мемы и политические рейтинги суровым научным фактам. Теперь эта кинематографическая аллегория находит прямое отражение в операционных процессах зимней Олимпиады-2026. В то время как в официальной речи на открытии Игр президент Международного олимпийского комитета (МОК) Кирсти Ковентри акцентировала внимание на «магии единства», «устойчивом будущем» и важности «сохранения наследия», реальная экономика турнира в Альпах диктует иные приоритеты. 

    С 1956 г., когда Кортина-д’Ампеццо впервые принимала зимние Игры, средняя температура в регионе выросла на беспрецедентные 3,6°C. Это не просто цифра в отчетах метеорологов, а приговор естественному снегу на высотах ниже 1500 метров. Тем не менее в официальном дискурсе МОК научные данные уступают место маркетинговым стратегиям. Для комитета сохранение привычного формата Игр – это, прежде всего, вопрос выживания бизнес-модели, которая в последние годы начала давать серьезные сбои. 

    Накануне Олимпиады-2026 МОК опубликовал финансовые результаты за прошлый год, сообщив, что доходы от глобальной спонсорской программы TOP упали до $560 млн – самого низкого уровня с пандемийного 2020 г., отмечает SportsPro. Массовый уход таких технологических гигантов, как Toyota, Bridgestone, Intel и Atos, частично связан с неэффективным распределением средств атлетам. «Мы решили не продлевать наше спонсорство с МОК, потому что, честно говоря, я не уверен, что они действительно ставят интересы спортсменов и всех людей на первое место», – пояснил глава компании Акио Тойода. 

    Помимо этого, для многих корпораций Олимпиада перестала быть универсальным инструментом охвата: в условиях фрагментации медиа и падения интереса молодежи к традиционным трансляциям бренды все чаще выбирают прямую работу с данными и социальными платформами, а не дорогостоящие эксклюзивные контракты с МОК. В условиях сокращения традиционного спонсорского пула комитет оказывается в опасной зависимости от компаний, чей бизнес напрямую связан с ископаемым топливом. 

    В то время как Альпы нагреваются в два раза быстрее, чем планета в среднем, экологи и ученые подсчитали, что из-за выбросов трех крупнейших премиум-спонсоров Игр-2026 (нефтяной компании Eni, автопроизводителя Stellantis и авиакомпании ITA Airways) регион может потерять дополнительно 5,5 кв. км снежного покрова и 34 млн тонн ледникового льда. Об этом говорится в отчете Olympics Torched («Сожженная Олимпиада»), подготовленном организациями Scientists for Global Responsibility (SGR) и New Weather Institute, которые специализируются на расследованиях того, как корпорации используют спорт и науку для отбеливания своей репутации. 

    Климатический ультиматум олимпийцев

    Принимающая Игры-2026 Италия за последние пять лет лишилась 265 горнолыжных станций, а Франция, принимающая Олимпиаду-2030, – более 180 объектов. Проблема касается не только горнолыжной инфраструктуры. По оценкам ассоциации Mountain Wilderness, сегодня во французских горах разбросано более 3000 заброшенных сооружений, которые постепенно разрушают богатейшие дикие территории Европы. Сюда входят отходы военной, промышленной и лесной промышленности, такие как старые кабели, обрывки колючей проволоки, ограждения и старая техника, констатирует The Guardian. 

    Дефицит естественного покрова вследствие глобального потепления становится критическим фактором, подрывающим индустрию: олимпийский цикл попадает в полную зависимость от технологий искусственного оснежения. 

    «Пора принять волевое решение и отказаться от спонсорства компаниями, загрязняющими окружающую среду. Похожий прецедент уже имел место в 1988 г. на зимних Играх в Калгари, когда МОК выступил против рекламы и спонсорства табачных изделий, что в конечном итоге избавило Игры и большую часть спорта в целом, от их смертоносного влияния. Сегодня число смертей от загрязнения воздуха, вызванного сжиганием ископаемого топлива, сопоставимо с последствиями употребления табака», – отмечает в отчете «Сожженная Олимпиада» доктор климатологии Стюарт Паркинсон. 

    За два дня до старта Игр-2026 норвежский лыжник Николай Ширмер передал главе отдела устойчивого развития МОК Джули Даффус петицию под названием «Лыжи без ископаемого топлива». Документ поддержали более 21 000 человек, включая профессиональных атлетов, требующих ввести запрет на спонсирование зимних видов спорта предприятиями нефтегазового сектора. По мнению подписантов, доходы от добычи углеводородов не должны инвестироваться в спортивные дисциплины, существование которых напрямую зависит от сохранения стабильного климата, информируют ABC News. 

    В петиции содержится требование к МОК и Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS) опубликовать отчет, оценивающий целесообразность маркетинга ископаемого топлива, до начала следующего сезона. Ширмер, кинорежиссер и двукратный обладатель звания «Лучший лыжник Европы», отметил, что МОК запретил журналистам присутствовать на их встрече.  

    «Похоже, Олимпийские игры пока не готовы стать той позитивной силой перемен, которой они потенциально могут быть, – заявил Ширмер. – Поэтому я просто надеюсь, что это станет небольшим толчком в правильном направлении. Шоу продолжается, в то время как то, от чего зависит наша работа – зима – исчезает прямо на ваших глазах. Не заниматься климатическим кризисом и не позволять лыжному спорту быть движущей силой перемен – просто безумие. Мы остаемся на передовой». 

    От солдат – к технологиям

    Прогнозируется, что к 2050 г. ситуация в Альпах и для олимпийского движения в целом станет критической. Согласно исследованию Университета Ватерлоо и организации Climate Central, из 93 городов, которые потенциально могли бы сегодня принять зимние Игры (имеют нужную инфраструктуру), к середине текущего столетия останутся только 52 локации. Если же рассматривать только те районы, где можно провести соревнования без искусственного снега, то к середине текущего столетия во всем мире будут доступны только четыре места (французские Валь-д’Изер и Куршевель, японский Нисеко и российский Терскол). 

    Впервые климатический кризис ударил по Олимпиаде в 1964 г. в Инсбруке – организаторы столкнулись с катастрофой, когда в Альпах семь недель не было осадков. На спасение престижа страны бросили 3000 солдат австрийской армии. Они вручную, как на гигантской стройке, вырезали 20 000 ледяных блоков в высокогорье и перевезли их в долину, чтобы чуть ли не по кусочкам выложить санные и бобслейные трассы

    Технология искусственного оснежения впервые была применена в Лейк-Плэсиде-1980. Тогда это казалось экзотической страховкой, но с годами климатическая удавка затягивалась все туже. К 2010 г. в Ванкувере организаторы уже не полагались на армию – они задействовали вертолеты и грузовики, чтобы доставить снег с отдаленных вершин, а в субтропическом Сочи в 2014-м доля «синтетики» на трассах уже достигла 80%. 

    В отличие от Пекина-2022 (100% искусственный снег), где климат в районе соревнований крайне засушлив, расположенная на высоте 1816 м Кортина д'Ампеццо в Доломитах отличается обильными снегопадами, что немного облегчило задачу организаторам. Тем не менее на низких высотах (где проходят лыжные гонки) сохраняется проблема «каши» и дождя, что заставляет спортсменов соревноваться на узких полосах жесткого машинного снега. 

    Цена синтетической зимы

    Организаторы Игр-2026 произвели почти 1,6 млн кубических метров технического снега для всех площадок (85% от общего объема на трассах), что повлекло высокие операционные расходы. По данным Inside the Games, из-за резкого роста цен на энергоносители себестоимость одного кубометра технического снега в Альпах поднялась с 2 евро до 3-7 евро. Таким образом, траты могли составить порядка 10 млн евро. 

    Тем не менее это лишь счета за электричество – подготовка к Играм-2026 потребовала также многомиллионных капитальных вложений в строительство высокогорных резервуаров. Ярким примером служит накопительный бассейн в Ливиньо, стоимость возведения которого оценивается в 21,7 млн евро. И это лишь один из объектов в цепочке из десятков аналогичных сооружений. Поддержание олимпийской инфраструктуры в условиях климатического кризиса превращается в проект с колоссальными невозвратными издержками. Возникает техногенный парадокс: пытаясь спасти зимний спорт от глобального потепления, организаторы создают замкнутый цикл, когда масштабная имитация зимы требует ресурсов, лишь ускоряя темпы изменения климата. 

    На первый взгляд может показаться, что искусственный снег, распыляемый на склоны, просто тает весной и безвредно стекает обратно в природу. К сожалению, реальность иная. Огромные объемы воды, используемые горнолыжными курортами, забираются непосредственно из окружающей среды, что серьезно нарушает естественный круговорот воды. Кроме того, такой снег также отличается по структуре от природного. В то время как природная снежинка состоит из тонких шестиветвистых кристаллов, искусственные снежинки плотные и компактные. Эта плотность означает, что они оказывают большее давление на почву и тают медленнее, препятствуя росту трав и растений. 

    Опасность представляет и химический состав такого покрытия. Для повышения долговечности и устойчивости к таянию при положительных температурах в воду добавляют биологические реагенты, укрепляющие ядро кристаллизации. Весной, при масштабном таянии миллионов кубометров технического снега, эти химические соединения попадают в почву, меняя ее кислотность и подавляя локальную флору. 

    Для самих спортсменов покрытие из искусственного снега также представляет повышенную опасность. Из-за высокой плотности гранул трасса становится экстремально жесткой, что радикально меняет физику движения и увеличивает нагрузку на суставы. Падение на такой скорости сопоставимо с ударом об асфальт: статистика последних циклов фиксирует рост числа тяжелых сотрясений и разрывов связок, ставших платой за идеальную телевизионную картинку, подчеркивает BBC.