«Привыкли каждую копейку тратить с умом — так и продолжим». В гандболе появился свой «Зенит»
Новый спортивный проект «Газпрома» в ПетербургеЧетвертый вид спорта
Футбольный «Зенит» перешел под полный контроль компании «Газпром» в начале 2006 г., на второй сезон впервые в российской истории выиграл чемпионат страны. Сейчас три «Зенита» являются действующими чемпионами России — в футболе (мужском и женском) и баскетболе, а система одноименных клубов под управлением «Газпрома» захватывает все новые виды спорта.
Этот процесс неожиданно продолжился по ходу сезона 2022/23: 2 октября стало известно, что «Зенит» приходит и в гандбол. Три матча чемпионата России провела команда «Университет Лесгафта — Нева», а затем она же продолжила турнир уже как «Зенит».
Идею присоединить к своей системе гандбол в «Газпроме» озвучивали еще в 2017 г., тогда пресс-секретарь председателя правления компании Сергей Куприянов подтверждал, что у «Газпрома» есть предложения по гандболу и мини-футболу, — но добавлял, что решения вряд ли будут приняты скоро.
При нынешней структуре бренд «Зенит» впервые вышел за пределы футбола летом 2014 г., когда появился в баскетболе: подмосковный «Триумф» из-за финансовых проблем прекратил существование, но для молодой перспективной команды нашли вариант с релокацией в Петербург. По сути, ее спасли за счет переезда. В сезоне 2021/22 баскетбольный «Зенит» впервые выиграл Единую лигу ВТБ.
В 2017 г. с нуля и тоже при финансировании «Газпрома» в Петербурге создали волейбольный «Зенит» — его сразу удалось заявить в Суперлигу, так как от своего места в элите отказалось краснодарское «Динамо». В первый же сезон зенитовцы-волейболисты дошли до финала и повторили этот результат в 2021 г.
При этом баскетбольный и волейбольный «Зенит» отличаются друг от друга даже внешне: баскетболисты используют логотип со стрелкой, как и в футболе, у волейболистов стилизованная версия — похожей формы, но с внедренным волейбольным мячом, силуэтом волейболиста и измененным начертанием.
В первое время представители баскетбольного «Зенита» подчеркивали, что создан не новый клуб, а команда по новому виду спорта в структуре существующего. И не раз отмечали, насколько проще было в сжатые сроки обосноваться в Петербурге благодаря тому, что часть организационных вопросов помогли решить профильные департаменты футбольного клуба.
Волейбольный «Зенит» живет более самостоятельно. Отличия видны даже в структуре управления: например, генеральный директор футбольного «Зенита» Александр Медведев возглавляет совет директоров баскетбольного. А волейбольным — в должности председателя наблюдательного совета — управляет Сергей Хомяков, заместитель председателя правления «Газпрома».
В ответ на вопрос «Ведомости. Спорта» о тонкостях системы управления в волейбольном «Зените» уточнили, что «клуб полностью зависит от «Газпрома» как от генерального спонсора, но при этом полностью независим от футбольного клуба».
Как именно будет выглядеть система управления гандбольного «Зенита», пока точно не знают даже в самом клубе.
Наработки системы
Для развития команды нет большой разницы, как именно управление будет устроено с юридической точки зрения, говорит «Ведомости. Спорту» директор гандбольного «Зенита» Сергей Зиза, многолетний руководитель «Невы».
«Гораздо важнее сам факт стабильного финансирования и, соответственно, возможность комплектовать команду, — продолжает Зиза. — Думаю, наш случай отличается от баскетбольного и волейбольного, а в целом важно по примеру ПСЖ или «Барселоны» собирать под брендом «Зенита» команды, способные приносить титулы, популярность. Предполагаю, что мы заслужили шанс войти в зенитовскую семью своими стабильными результатами».
За последние 13 сезонов «Нева» 12 раз брала медали чемпионата России. Шесть раз (в том числе пять раз подряд с 2010 г.) становилась второй. Бессменным чемпионом страны все это время остаются «Чеховские медведи» — у них 21 титул подряд.
Руководитель гандбольного «Зенита» уверен, что его команда может воспользоваться успешными европейскими примерами работы клубной вертикали. Он рассказывает, что лично изучал систему португальской «Бенфики», когда петербуржцы еще как «Нева» встречались с ней в еврокубках.
«Конечно, ни для кого не будет открытием, что локомотив в такой системе — футбольная команда, — объясняет Зиза. — А за счет интереса к футбольному бренду аудитория вовлекается и растет у команд по другим видам спорта. У нас очень быстро сложились теплые взаимоотношения с коллегами из других зенитовских команд. Чем дальше, тем больше планируем совместных акций, в том числе думаем про сотрудничество по билетным программам».
Помощь от других команд «Зенита» Зиза характеризует как колоссальную — в первую очередь со стороны футбольной организации. По его словам, у гандбольной «Невы» из-за финансовых ограничений не было ресурсов содержать большой штат сотрудников, чья работа способствует стратегическому развитию проекта: экономистов, маркетологов и т. п. А теперь появилась возможность использовать опыт и квалификацию специалистов, работающих в структуре других клубов под брендом «Зенит».
В волейбольном «Зените» «Ведомости. Спорту» рассказали, что при необходимости контактируют с футбольным, баскетбольным и теперь гандбольным клубами из системы «Газпрома». И привели пример, как недавно капитан волейбольной команды Иван Яковлев участвовал в съемках проморолика для гандбольного «Зенита».
При этом Сергей Зиза обращает внимание, что появление «Газпрома» в статусе генерального спонсора не означает моментального увеличения бюджета и безграничных трат. Ранее клуб как «Нева» тратил около 40 млн руб. за сезон.
«Главный плюс в этом — стабильность, — подчеркивает Зиза. — Мы привыкли каждую копейку тратить с умом, в таком же режиме жить и продолжим. Просто теперь есть уверенность, что эти деньги у нас будут и в этом сезоне, и в следующем. Если компания уровня «Газпрома» открывает новый проект, это не на год и не на два, а долгосрочная перспектива. В то же время добавилось и ответственности за результат, но в такой атмосфере работать приятнее».
При этом пример баскетбольного «Зенита» показывает, что «Газпром» может постепенно увеличивать вложения: например, в сезоне 2014/15 там тратили около 400 млн руб., а затем планомерно наращивали возможности и в итоге добрались до 2,43 млрд руб., с которыми стали чемпионами.
Так как «Нева» превратилась в «Зенит» по ходу сезона, это не повлияло на подготовку и комплектование команды — хотя эти процессы строились бы иначе, если бы решение было принято заранее, уверен руководитель проекта.
Зиза подтверждает: при более раннем анонсе перехода под бренд «Зенита» команда могла бы сохранить нескольких игроков, которые покинули ее в межсезонье. Он предполагает, что уже как «Зениту» им будет проще в дальнейшем вести переговоры с потенциальными новичками — название клуба знают в Европе. У игроков, в том числе иностранных, будет больше уверенности, что в Петербурге не задержат зарплату и не свернут проект.
С переименованием петербургской команды чемпионат России по гандболу вслед за баскетбольной Лигой ВТБ обрел привлекательную вывеску: «Зенит» против ЦСКА. Гандбольный армейский клуб появился в марте 2020 г., по странному стечению обстоятельств его превратили в ЦСКА из «Спартака».
Главный вопрос теперь — смогут ли команды под сильными общеспортивными брендами прервать 21-летнее доминирование «Чеховских медведей».