Эта женщина добилась равенства с мужчинами — в ее честь назвали крутой командный турнир

    Российские теннисистки уже в полуфинале
    Focus On Sport / Contributor

    В Праге проходит первый розыгрыш Кубка Билли Джин Кинг. Так теперь называется Кубок Федерации — крупнейший командный турнир в женском туре.

    Завтра сборные России и США разыграют между собой путевку в финал. Самое время вспомнить историю великой чемпионки Билли Джин Кинг, которая подарила турниру свое имя, а женщинам на корте — равные права с мужчинами.

    Теннисистка Билли Джин Кинг не имеет никакого отношения к знаменитой песне Майкла Джексона, исполняя которую артист показал миру легендарную «лунную походку». Хотя, по удивительному совпадению, премьера хита состоялась в 1983 г., когда Кинг завершила карьеру, а походку он впервые изобразил на сцене в Лос-Анджелесе – родном городе теннисистки.

    Но в период расцвета Билли Джин была популярна, пожалуй, лишь немногим меньше бессмертной музыки Джексона, и про нее тоже слагали песни – например, Элтон Джон в 1975 г. И как Billie Jean входит в топ лучших эстрадных произведений в истории человечества, так и Билли Джин не раз включали в десятки и сотни самых-самых – спортсменок, американок и просто успешных женщин – по итогам XX в.

    Самостоятельный ребенок

    Личность в будущей звезде можно было заметить еще в детстве. Поначалу из всех видов спорта Билли Джин, в девичестве Моффитт, выбрала не какое-нибудь «девочковое» занятие, а бейсбол – точнее, его женскую разновидность софтбол. И лишь в 11 лет по просьбе родителей, огорчавшихся, что их дочь растет пацанкой, переключилась на теннис.

    Там она, впрочем, тоже не хотела выглядеть девчонкой и вместо платья выходила на корт в футболке и шортах. Из-за этого Билли Джин как-то раз выставили с групповой фотосъемки – из-за чего она нисколько не огорчилась, резонно полагая, что индивидуальности ни к чему смешиваться с толпой, даже на фото.

    Целеустремленность Билли Джин явно просматривалась и в том, что возможности тренироваться она, 11-летняя, искала сама, на общественных кортах Лонг-Бич, лично договариваясь об уроках. И в том, что первую ракетку приобрела без участия родителей, накопив «со сдачи» $8. И в том, что уже через два года занятий теннисом заявила священнику, что собирается быть не тихой и кроткой женщиной – матерью, женой, домохозяйкой, – а лучшей теннисисткой в мире.

    Неудивительно, что, поступив в 1961 г. на истфак Университета штата Калифорния (тогда – лос-анджелесский колледж), Билли Джин бросила учебу на четвертом курсе, осознав, что ее судьба никак не связана с точными науками. А ее главной находкой в библиотеке колледжа оказался молодой человек по имени Ларри. В 1965 г., после двух лет романтических встреч, он подарил ей фамилию Кинг.

    К тому времени девушка уже перешла из группировки перспективных теннисисток в ограниченный контингент восходящих звезд. В 1961 г., в возрасте 18 лет, она дебютировала на Уимблдоне и с ходу выиграла титул в парном разряде с Карен Ханце. Через год Билли Джин в первом же круге выбила из одиночной сетки первую ракетку мира Маргарет Корт и вновь вместе с Ханце выиграла пару.

    В 1963 г. впервые дошла до финала Уимблдона, где уступила той же Корт. А следующей осенью Съезд теннисной ассоциации США присвоил ей первый номер национального рейтинга. Билли Джин Моффитт получила официальное признание как главная надежда американского тенниса на ближайшее десятилетие.

    Королева Англии

    Этот аванс спортсменка отработала сполна – уже как Билли Джин Кинг. В 1966 г. наконец-то был покорен личный Уимблдон. В дальнейшем американка побеждала на кортах лаун-теннисного клуба еще пять раз, последний – в 1975 г. В 1967 г., уже в статусе первой ракетки мира, Кинг впервые выиграла Открытый чемпионат США и сразу следом, в январе 1968 г., – Открытый чемпионат Австралии, причем в финале уничтожила вечную соперницу Корт – 6:1, 6:2.

    Противостоять Кинг было практически невозможно: злая, стремительная, с агрессивными и мощными ударами, с умением вытаскивать невозможные мячи, она буквально вбивала, втаптывала оппоненток в корт. И упивалась этим поистине королевским превосходством над всеми остальными.

    «У меня была абсолютная уверенность в себе, – вспоминала позже Кинг. – Я знала, что у меня слабый удар по линии, знала, что соперница будет принуждать меня к этим ударам, и точно знала, что в трудной ситуации смогу пробить по линии здорово, причем столько раз, сколько будет нужно». «Она была величайшей соперницей из всех, кого я когда-либо знала», – признавалась Корт.

    И в этот момент едва не произошла катастрофа. Еще по ходу очередного победного Уимблдона Кинг стали беспокоить боли в левом колене. На Открытом чемпионате США проблемы усилились. Билли Джин все же дошла до финала, но уступила в нем Вирджинии Уэйд – после чего была вынуждена лечь на операцию по восстановлению коленного хряща. Вердикт врачей после нее звучал как приговор: с таким коленом Кинг осталось играть в теннис не дольше двух лет.

    Расстроенные чувства

    Это было тяжелое время. В 1969– 1970 гг. Билли Джин не выигрывает ни одного турнира Большого шлема и, казалось, больше не вернется на победную орбиту. Тем более что вслед за коленом у нее заболел локтевой сустав. Но Кинг и здесь смогла пойти наперекор всему. Она самоотверженно работала над собой, над своим физическим и психологическим здоровьем – и в 1971 г. вернулась на топ-уровень. Правда, не обошлось без жертвы: чтобы сконцентрироваться на теннисе, Билли Джин сделала аборт. Это испортило ее отношения с мужем, который к тому же без ее ведома рассказал об аборте в интервью.

    Впрочем, теннисистку было кому утешить: у нее уже начался роман с собственной секретаршей Мэрилин Барнет. Еще в 1968 г. Билли Джин поняла, что женщины нравятся ей больше мужчин. Но признаться в этом миру было невозможно. «Люди говорили мне, что, если я расскажу о своих склонностях, женскому теннисному туру придет конец, – вспоминала Кинг. – Я не могла поделиться своими чувствами даже с родителями: они были гомофобами. На нервной почве у меня развилось расстройство пищеварения».

    Лишь в начале 1980-х, когда отношения Билли Джин с секретаршей, давно уже законченные, вдруг стали предметом скандальной судебной тяжбы, ей пришлось раскрыть тайны сердечных пристрастий. И только в 1990-е Кинг смогла говорить об этом публично без стеснения.

    Но на теннисе все эти коллизии не отражались – скорее, наоборот, придавали сил. В 1971 г., после двухлетнего спада, Кинг стремительно вернулась на вершину. За 31 турнир она выиграла 112 матчей и проиграла лишь 13. Победа на US Open окончательно знаменовала возвращение на трон Короля женского тенниса. Именно короля, а не королевы – во всех отношениях.

    Битва полов

    В 1972 г. Кинг была признана Спортсменкой года журналом Sports Illustrated и наверняка могла бы собрать Большой шлем, выиграв все четыре теннисных мейджора в один сезон. Если бы заранее знала, что все так удачно для нее сложится. В 1972 г. она в первый и последний раз в карьере победила на ненавистном «Ролан Гаррос». Затем взяла очередной Уимблдон и никому не оставила шансов на Открытом чемпионате США. Но Australian Open, проходивший в самом начале года, пропустила.

    «Мне было 28, я была на пике своих сил и совершенно точно должна была выиграть все четыре мейджора в том сезоне... Но чемпионат Австралии был в те годы турниром «низшей лиги», и мне было неинтересно туда лететь – я предпочла американскую серию «Вирджинии Слимз», – сетовала позже Кинг об упущенном Большом шлеме.

    Уже со следующего сезона Кинг начали теснить с пьедестала. Подросло новое поколение королев – Крис Эверт, Мартина Навратилова. Правда, именно у юной Эверт Билли Джин выиграла финал Уимблдона в 1973 г.

    «Она самый мудрый человек, которого я встречала, и у нее есть видение, о котором люди могут только мечтать. Билли Джин – мой наставник, она давала мне мудрые советы и по поводу тенниса, и о том, как общаться с родителями, и даже о том, как воспитывать детей, хотя у нее их нет», – говорила Эверт о Кинг. Но уже совсем скоро она стала обыгрывать великую предшественницу. Поэтому главным событием второй половины карьеры Кинг стоит считать не турнирные успехи, а уникальный матч, вошедший в историю как «Битва полов».

    В 1973 г. ветеран тенниса Бобби Риггс, чемпион Уимблдона-1939, разговорился на тему равноправия в теннисе: профессиональный тур тогда только разгонялся и большая разница в призовых на мужских и женских соревнованиях была предметом активной дискуссии. Риггс не раз публично заявлял, что женщины не умеют играть и высоких гонораров не заслуживают, а в качестве доказательства провел показательную встречу с Маргарет Корт и разделал ее – 6:2, 6:1.

    Но Кинг, к тому времени уже убежденная феминистка, приняла вызов и после серии усердных тренировок обыграла пожилого чемпиона – 6:4, 6:3, 6:3. И хотя Риггс был старше на 25 лет, победа Билли Джин была воспринята как революция в теннисе: впервые матч игроков такого уровня, пусть и разных возрастных категорий, завершился в пользу женщины, и потому право теннисисток на достойное вознаграждение можно было считать доказанным.

    После ухода из тенниса Кинг не ушла в тень, найдя достойное применение своей активности: она включилась в борьбу со СПИДом и регулярно участвует в акциях, посвященных сражению с «чумой XX века». И в этом противостоянии она всегда старается быть победительницей, пусть это гораздо сложнее, чем на корте в молодые годы.