Легендарная Мартина Навратилова развивает VR-технологии в теннисе. Они могут перевернуть игру

Программа Sense Arena уже прошла проверку в НХЛ
Мартина Навратилова — одна из самых успешных теннисисток в истории /Wikimedia

Мартина Навратилова — одна из самых успешных теннисисток в истории. За свою карьеру спортсменка из Чехословакии и США выиграла 18 турниров «Большого шлема» в одиночном и 31 — в парном разряде. 311 недель она возглавляла рейтинг WTA, а завершила выступления в 50 лет, вдохновив десятки юных теннисисток по всему миру.

Но помимо успехов на самом корте, спортсменка многое делала для развития и популяризации тенниса. Она активно боролась за равноправие и интересовалась новыми технологиями.

О необходимости использования компьютерных технологий в теннисе Навратилова говорила давно. Так в интервью 2018 г. она хвалила систему Hawk-Eye, которая позволяет судьям точно определять, в какую точку корта попал мяч.

«Люди пытаются понять, как использовать технологии в своих целях, — рассказывала Навратилова. — С внедрением Hawk-Eye камеры есть даже на тренировочных площадках. Можно измерять, сколько оборотов сделал мяч после удара, где он приземлился, сколько ошибок допущено. Так можно изучать свои слабые места или сильные стороны соперников».

Сейчас технологии помогают теннису сделать серьезный шаг вперед, и Навратилова принимает в этом самое активное участие. Перед Открытым чемпионатом США по теннису-2022 она подписала соглашение о партнерстве с чешской компанией Sense Arena, которая занимается разработкой новаторских тренировок в режиме виртуальной реальности (VR). Финансовые условия сделки не разглашаются.

«Тренировки Sense Arena меняют правила игры. Теннис сейчас стал очень заточен на физику, а они позволяют тренировать мышление», — объяснила Навратилова свой интерес к проекту.

Sense Arena — VR-технология для проведения теннисных и хоккейных тренировок /Sense Arena

Компания Sense Arena была основана в 2017 г. и изначально предназначалась для хоккейных вратарей, а затем распростанилась и на полевых игроков. Для проведения занятий хоккеист использует VR-очки и клюшку с датчиками. При соприкосновении с виртуальной «шайбой» клюшка издает вибрации.

Программа позволяет отрабатывать различные ситуации на льду, оттачивать необходимые движения и усиливать взаимодействие с визуальным восприятием и мышечной памятью, а заниматься можно даже не выходя на площадку. С ее помощью также обучают правильной технике передач, лучшему хвату клюшки при вбрасываниях и так далее.

«Если бы в мое время была такая система, я бы ей пользовалась. А почему бы и нет? – заявила Мартина Навратилова. – Не нужно никуда идти, можно заниматься, не выходя из гостиной!»

За пять лет существования Sense Arena получила большую популярность в хоккее. Ей пользуются, по меньшей мере, 30 профессиональных команд по всему миру, включая пять клубов Национальной хоккейной лиги (НХЛ). В частности, систему полюбил немецкий голкипер «Сиэтл Кракен» Филипп Грубауэр. Он выступает в НХЛ с 2010 г., а в прошлом сезоне был номинирован на «Везина Трофи» — приз лучшему вратарю по итогам сезона.

Технологии Sense Arena позволят заниматься, не выходя из дома /Sense Arena

Сейчас инженеры Sense Arena смогли перенести свою технологию и на теннис. Принцип действия программы в новом виде спорта схож с хоккеем: на теннисной ракетке установлены датчики, и при соприкосновении с виртуальным «мячом» она начинает вибрировать. Отмечается, что с ее помощью можно будет отрабатывать разные хваты ракетки, различные ситуации на корте. Главным различием инженеры называют особенности игр. Если хоккей — командная игра, то теннис — индивидуальная. И поэтому программа для теннисистов направлена больше на тренировку мыслительных навыков, в том числе скорость реакции.

Компания уже провела тестовые показы демо-версии программы. В них поучаствовали около 90 профессиональных теннисистов, в том числе некоторые ведущие спортсмены. Например, финалист US Open-2022 из Норвегии Каспер Рууд.

«Мяч летит на вас со скоростью 100 миль в час, и к этому нужно быть готовым, — рассказала Мартина Навратилова. — Это не настоящая партия, но она близка к ней, насколько это возможно. При прочих равных, конечно, лучше заниматься на корте, но это — оптимальная замена».

Разработчики отмечают, что в версии программы Sense Arena 2.0 можно будет воспроизводить определенные ситуации из конкретных матчей. Игроки смогут поставить себя на место тех или иных теннисистов и попытаться исправить их ошибки.

В будущем в Sense Arena можно будет сыграть за известных теннисистов /Sense Arena

По мнению Навратиловой, особую ценность программа будет представлять для юных теннисистов, в первую очередь для обретения уверенности на корте. Вторит ей и знаменитый тренер Клаудио Пистолези, работавший, в частности, с Моникой Селеш.

«Уверенность подобна бензину. Иногда нужно залить ее, чтобы получить «Феррари», — уверен Пистолези.

Презентацию VR-технологии Навратилова проводила в преддверии матча легендарной Серены Уильямс, которая объявила, что этот US Open, скорее всего, станет для нее последним в карьере. Мартину спросили, смогла бы Серена обыграть ее и другую легенду Штеффи Граф, когда те были на пике формы. Навратилова ответила, что готова была бы заплатить за возможность увидеть такие матчи, и выразила мнение, что подобную игру в будущем можно будет воспроизвести в VR.

Программа Sense Arena будет доступна для покупки в октябре этого года.