Дом для грызунов и популярный сувенир: как Уимблдон использует фирменные мячи

    На турнир требуется около 55 000 мячей – и почти всем находится применение после матчей
    EPA
    EPA

    Накануне завершился один из самых престижных турниров «Большого шлема» по теннису – Уимблдон. Победителями стали Ига Швентек и Янник Синнер, которые получили трофеи из рук принцессы Уэльской Кейт Миддлтон. Уже традиционно представительница королевской семьи отдельно поблагодарила боллбоев, через руки которых каждый турнир в среднем проходит около 55 000 мячей бренда Slazenger. Синнер после полуфинала против Новака Джоковича в интервью на корте заявил, что «на Уимблдоне всегда приятно находиться в том числе из-за удобных для разгона мячей».

    «Ведомости. Спорт» рассказывает, где производят мячи, по каким технологиям, и что с ними происходит после завершения травяного «Шлема».

    Желтый мяч на смену белому и черному

    Уимблдонский турнир является самым старым в истории тенниса – первый розыгрыш состоялся в 1877 г. – и в настоящее время является единственным «Шлемом», где игроки соревнуются на траве. На кортах Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета участники выступают в белой форме, турнир уже много лет поддерживают топовые спонсоры (Ralph Lauren, Rolex), а играют мячом марки Slazenger. 

    Правда, так было не всегда – первые 25 лет на Уимблдоне использовали мячи компании Jefferies & Co и FH Ayres, которая помимо теннисного инвентаря изготавливала лыжи, кегли, сани, лошадки-качалки и другую преимущественно деревянную продукцию. Но в начале ХХ века на британский рынок вышла основанная братьями Слейзенгерами – Ральфом и Альбертом – компания Slazenger. Уимблдон оценил более высокое качество ее мячей в 1902 г. С тех пор этот бренд является неизменным официальным поставщиком мячей для британского мейджора – это самое продолжительное коммерческое партнерство в мире спорта. 

    Изначально на Уимблдоне и других крупных турнирах использовались мячи белого и черного цветов, чтобы за ними было легче следить зрителям, но с наступлением эры телевидения (особенно цветного) во второй половине XX века это стало проблематично. Изменения произошли благодаря британскому документалисту Дэвиду Аттенборо, который после серии экспериментов установил, что лучше всего телезрители различают желтый мяч. 

    Спустя несколько лет Международная федерация тенниса (ITF ) утвердила этот цвет в качестве основного. Но организаторы Уимблдона сменили белый мяч на желтый только в 1986 г. (травяной «Шлем» славится консервативностью)

    Всю историю компании Slazenger отличала способность смотреть в будущее, производя спортивный инвентарь из инновационных материалов и специальных конструкций. В 1935 г. компания выпустила первый флуоресцентный теннисный мяч, который стал очень популярен для ночных игр. В 1960-х она запустила Challenge – первый футбольный мяч из синтетической кожи, который заменил традиционную кожу животных, а несколько лет спустя бренд первым презентовал алюминиевую теннисную ракетку. 

    В 1990-х гг. Slazenger продолжала концентрироваться на теннисе и крикете, но также расширила деятельность и другие виды спорта, такие как гольф, бадминтон и сквош. В последние годы компания включила в ассортимент одежду и аксессуары для йоги и фитнеса.

    Филиппинское производство

    Мячи Slazenger для Уимблдона разработаны специально с учетом травяного покрытия. Компания использует премиальное тканое полотно из тончайшей шерсти для достижения более плотного плетения, что повышает долговечность продукта. Мяч Wimbledon использует эксклюзивный краситель Ultra Vis и запатентованный процесс нанесения, что обеспечивает оптимальную видимость для игроков и зрителей в пасмурную погоду, а также в моменты, когда темнеет, но игры еще не прекращают. 

    Технология Hydroguard позволяет мячам Slazenger отталкивать до 70% больше воды, чем стандартный мяч. Это нововведение гарантирует, что спортивный снаряд соответствует всем требованиям в условиях частых дождей в Британии. Помимо Уимблдона такие мячи успешно используются на других турнирах: они подходят под любое покрытие теннисного корта и получили высокие оценки со стороны большинства игроков. 

    Штаб-квартира Slazenger расположена в небольшом городке Шайрбрук (графство Дербишир), но производственные мощности компании сосредоточены на Филиппинах. Это определено целым рядом факторов, в том числе дешевой рабочей силой в этом азиатском регионе. Прежде, чем оказаться на Уимблдоне, мячи пролетают около 80 000 км, пересекая 11 стран и четыре континента. 

    «Это одно из самых долгих путешествий, которое я когда-либо видел для продукта. На первый взгляд, такая логистика кажется нелепой, но на самом деле она лишь демонстрирует глобальный характер современного производства, и в конечном итоге является самым экономичным способом изготовления теннисных мячей. Особенно в условиях необходимости совмещения трех разных элементов – резины, клея и ворса», – считает британский профессор по управлению операциями Марк Джонсон. 

    Сложная цепочка поставок включает доставку глины из Южной Каролины (США), кремнезема из Греции, карбоната магния из Японии, оксида цинка из Таиланда, серы из Южной Кореи, каучука из Малайзии, нефтяного нафталина из Цзыбо (Китай) и клея из Басилана (Филиппины). Получаемая на фабрике Slazenger в Батаане резина вулканизируется ради продления срока службы. Шерсть получают из Новой Зеландии и превращают в войлок на предприятии в английском Страуде. 

    «Slazenger закрыла фабрику в Барнсли в начале 2000-х гг. и перевезла оборудование на Филиппины, но войлок по-прежнему приходится производить в Страуде, поскольку это требует более глубоких технических знаний. Себестоимость выходит дороже, чтобы использовать лучшую шерсть для мячей Уимблдона», – отмечает Джонсон. 

    После прохождения всех тестов мячи упаковываются в жестяные банки, которые производят в Индонезии, и затем отправляются на турнир «Большого шлема». Все теннисные мячи хранятся в холодильнике при постоянной температуре 20 градусов по Цельсию до момента использования, чтобы обеспечить постоянное давление в баллоне. 

    Вторая жизнь мячей

    По окончании Уимблдона и других турниров мячам Slazenger дают вторую и очень разнообразную жизнь. Их перерабатывают при помощи технологии выдувания – мячи измельчают, а потом воздухом разделяют резину и ворс. После этого резину переплавляют и делают из нее покрытия для спортивных площадок, в том числе новые теннисные корты. 

    В профессиональных матчах мячи меняют после первых семи геймов, а потом – раз в девять геймов. Этого достаточно, чтобы передать их часть игрокам классом пониже: на мелкие турниры, в теннисные клубы и детские академии. Также на Уимблдоне бывшие в употреблении мячи распродают как сувениры, а прибыль направляют на благотворительность. Один такой мяч стоит $3,5 в подарочной коробке и $4,7 за банку с тремя мячами, пишет Los Angeles Times. Издание Marca сообщало, что в 2023 г. торговые точки на Уимблдоне отчитались о реализации «от 80 до 100% связанной с мячами продукции».

    После отмены турнира-2020 из-за пандемии Уимблдон пожертвовал неиспользованные теннисные мячи в рамках благотворительной акции «Играй по-своему» руководящему органу британского тенниса – Ассоциации лаун-тенниса (LTA). Также после завершения турнира использованные мячи передаются в Wildlife Trusts – движение, объединяющее 46 независимых благотворительных организаций, работающих над поддержкой дикой природы Великобритании. 

    Wildlife Trusts превращает мячи в дома для одного из самых маленьких и уязвимых животных – полевой мыши. Эти крошечные грызуны, длина которых составляет всего 5–7 см, а вес всего 4–6 гр, обычно устраивают гнезда на высоких лугах, в живых изгородях и на сельскохозяйственных угодьях на севере Англии. Но современные методы ведения сельского хозяйства существенно сократили их естественную среду обитания, в результате чего полевая мышь попала в список приоритетов Программы сохранения биоразнообразия Великобритании. 

    Благодаря форме и размеру теннисные мячи, прикрепленные к шестам и с прорезанным в них отверстием, представляют собой идеальное укрытие для млекопитающих, помогая защитить их детенышей от хищников. Инициатива действует уже 25 лет, отмечает Country Living Magazine.