ТВ-права на $2 млрд, спонсоры, коктейль: как US Open зарабатывает $600 млн в год

    Ключевая статья дохода – продажа билетов, в сезоне-2024 турнир посетило миллион зрителей
    EPA / ТАСС
    EPA / ТАСС

    В Нью-Йорке 7 сентября завершился последний турнир «Большого шлема» в сезоне-2025 – US Open. Американский мейджор всегда отличался от конкурентов атмосферой гостеприимства и самыми высокими призовыми, которые в 2025 г. были увеличены на 20% и составили $90 млн. Победители турнира в мужском и женском одиночном разряде получили рекордные $5 млн, финалисты – $2,5 млн. «Ведомости. Спорт» рассказывает, как спонсорские и телевизионные контракты, дорогие билеты и эксклюзивная гастрономия помогает US Open получать огромный доход от турнира. 

    Реконструкция на $800 млн

    В 2024 г. Ассоциация тенниса США (USTA) сообщила о выручке в размере $623,8 млн, причем подавляющая часть дохода пришлась на US Open. Согласно последней аудированной финансовой отчетности (проверяется независимым аудитором, который подтверждает ее достоверность и соответствие установленным стандартам учета), трехнедельный турнир принес организаторам $559,6 млн, отмечает Sportico. Расходы на проведение «Шлема» составили $282,2 млн, а это означает, что чистая операционная прибыль составила $277,4 млн. 

    Устойчивость бизнеса US Open с рентабельностью почти 50% позволила USTA осуществить крупнейшие инвестиции за 145-летнюю историю турнира. В мае управляющая организация объявила о капитальном ремонте места проведения US Open в Национальном теннисном центре имени Билли Джин Кинг стоимостью $800 млн. Работы включает реконструкцию главного корта имени Артура Эша и модернизацию центра подготовки игроков. Также будет построено новое здание для теннисистов с самыми современными тренировочными залами, роскошными номерами и кафе, пишет The New York Times. 

    Наиболее заметные изменения коснутся переполненных вестибюлей. Там разместятся элитные магазины, рестораны и клубы, а также будут расширены сверкающие пешеходные дорожки, что позволит освободить больше места в многолюдных зонах. С 2017 г. посещаемость Открытого чемпионата США росла из года в год, и в сезоне-2024 впервые превысила 1 млн болельщиков. 

    USTA профинансирует более 80% этой суммы за счет заемных средств – остальное поступит из денежных резервов. Согласно финансовой отчетности, они подскочили до $291,3 млн к концу 2024 г. (второй показатель в истории организации).

    «Благодаря крупнейшим единовременным инвестициям в истории US Open, USTA переосмыслит и модернизирует главную арену на 24 000 зрителей и создаст новый современный Центр подготовки игроков», – заявила журналистам генеральный директор USTA Лью Шерр. 

    Отмечается, что проект полностью финансируется USTA. При этом Нью-Йорк продолжит получать более $1,2 млрд экономического эффекта от трех недель US Open. Общие инвестиции USTA в развитие теннисного центра превысят $2 млрд. 

    «В реконструкции не будет использовано государственное финансирование, средства налогоплательщиков или правительства. Трансформация будет проходить в три этапа и завершится к Открытому чемпионату США-2027, не прерывая игру и не ограничивая доступ болельщиков к мероприятиям сезона-2026. Мы планируем погасить связанный с реконструкцией долг в течение 10 лет благодаря ожидаемой прибыли от продажи билетов, спонсорства и других источников дохода», – добавила Шерр. 

    Двухмиллиардный контракт с ESPN

    В 2020 г. US Open прошел без зрителей из-за пандемии и обошелся USTA примерно в $200 млн. Чтобы пережить этот период, ассоциация сократила штат сотрудников примерно на 25%, заморозила инвестиции на сумму в $85 млн и открыла возобновляемую кредитную линию (направленные в счет погашения задолженности средства вновь становятся доступны для использования, а проценты начисляются только на фактически использованную сумму) на $150 млн для покрытия операционных потребностей в деньгах. Согласно годовому отчету, непогашенная задолженность организации на конец 2024 г. составила около $530 млн. 

    В связи с зависимостью USTA от Открытого чемпионата США, история ее финансового роста во многом связана с развитием турнира. Выручка US Open выросла более чем вдвое с 2015 г. и на 40% по сравнению с 2019 г., последним годом перед пандемией. Операционная прибыль также резко выросла. Если в 2015-м турнир принес $151,5 млн прибыли, в 2019-м – $157,3 млн, то в 2025 г. ожидается преодоление отметки в $300 млн. 

    Заметно выросли доходы от спонсорства и медиа – USTA (продажей ее медиаправ как внутри США, так и за рубежом, занимается агентство IMG) имеет эксклюзивные соглашения с более чем десятью вещательными компаниями, включая Disney/ESPN в Штатах. Прошлым летом ESPN продлила соглашение на трансляцию US Open до 2037 г. – стоимость контракта, который включает матчи на всех кортах, составляет $170 млн за сезон, а общая сумма – $2,04 млрд за 12 лет, подчеркивает SportsPro. До 2015 г. у «Шлема» действовало 11-летнее соглашение с телекомпанией CBS, которое оценивалось в $70 млн в год. 

    В сезоне-2025 в портфеле US Open значилось 28 спонсоров. Наиболее выгодное (около $15 млн в год) и продолжительное соглашение у «Шлема» подписано с JPMorgan Chase & Co. Одно из крупнейших финансовых учреждений в мире спонсирует теннисный турнир с 1982 г., зафиксировал Sports Business Journal. Также в число спонсоров входят такие крупные бренды, как авиакомпания Emirates, американская глобальная финансовая компания American Express, швейцарский бренд люксовых наручных часов и аксессуаров Rolex, а также один из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения IBM. Общая сумма дохода турнира от спонсоров в 2024 г. составила $130,5 млн. 

    Самым большим драйвером продаж US Open за последнее десятилетие стали билеты – выручка подскочила на 75% и, согласно последнему отчету, в сезоне-2024 принесла $208,5 млн. И это без учета относительно новой статьи дохода от «корпоративного гостеприимства и обслуживания», впервые появившуюся в финансовой отчетности в 2019 г. и принесшую в сезоне-2024 $83,3 млн. По данным SeatGeek, средняя стоимость билетов в сезоне-2025 составила $450 – на 70% больше, чем в 2019 г., – и достать их оказалось сложнее, чем когда-либо.

    Упор на гастрономию

    Организаторы US Open делают большую ставку на гастрономию, что не удивительно, ведь зрители обычно покупают билет на целый день и хотят не только вкусно поесть, но еще и попробовать эксклюзивные блюда и напитки. К примеру, посетителей теннисного центра трудно представить без фирменного коктейля Honey Deuce, продажи которого в 2024 г. принесли $12,8 млн. 

    Food Village – главное место притяжения фанатов (средняя посещаемость за день во время турнира составляет около 70 000 человек), для которых предложен ассортимент на любой вкус и кошелек. Управляет отлаженным процессом американская компания Levy Restaurants, специализирующаяся на общественном питании и гостеприимстве во время крупных спортивных и развлекательных мероприятий. 

    USTA и Levy Restaurants сотрудничают с 2006 г. Провайдер управляет огромным количеством точек питания на US Open, включая около семи ресторанов, 60 концессионных киосков и 90 люксов, а также множество других временных киосков.

    Цены недешевы. Если в начале нулевых среднестатистическая семья из четырех человек в день тратила около $240 на сувениры, напитки и еду, то теперь один только перекус обойдется в $80-100 на человека. Зато за эти деньги посетители имеют возможность попробовать блюда из эксклюзивного меню, которое предлагается только во время проведения турнира.

    Бренды также проявляют заметную активность во время турнира. Между кортами расположились точки спонсоров: от новейшей линейки электромобилей «Кадиллак» до бесплатных осмотров кожи от косметического бренда La Roche-Posay. 

    «То, что раньше представляло собой две недели тенниса с несколькими джазовыми дополнениями, за последние восемь лет превратилось в три недели развлечений на корте и за его пределами – с тихими дискотеками, реалити-шоу, множеством диджей-сетов, гастрономическими изысками и бесконечными брендовыми активациями», – так описывает Bloomberg атмосферу за пределами кортов US Open.