Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд

В 2025 году тенденция роста сохранится, но есть риски из-за ограниченного парка самолетов
Пассажиропоток отечественных авиакомпаний растет второй год подряд. В 2024 г. рост составил 13,5%, или примерно на 13,2 млн человек
Пассажиропоток отечественных авиакомпаний растет второй год подряд. В 2024 г. рост составил 13,5%, или примерно на 13,2 млн человек / Андрей Гордеев / Ведомости

Пассажиропоток российских авиакомпаний в 2024 г. вырос на 5% до 111,3 млн человек, сообщил в начале января глава Росавиации Дмитрий Ядров. При этом еще в конце декабря ведомство прогнозировало пассажиропоток в 110,8 млн пассажиров, в том числе на внутренних линиях (ВВЛ) – 84,2 млн пассажиров, на международных (МВЛ) – 26,6 млн.

Детальную структуру пассажиропотока по авиакомпаниям и странам Росавиация и Минтранс пока не раскрывали.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров отмечает значительный рост в 2024 г. международных авиаперевозок. В 2023 г. авиакомпании перевезли на МВЛ 22,4 млн человек, следует из данных Росавиации, – т. е., в 2024 г. показатель вырос почти на 19%. Эксперт связывает его с постепенным расширением географии и увеличением частоты полетов. «Пройдя через шок ограничений, мы постепенно начали более тесно сотрудничать с дружественными странами», – говорит он. Растет количество полетов в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, а также в сопредельные государства – Армению и Грузию, поясняет Гусаров.

Выводы эксперта подтверждают данные авиакомпаний.

Крупнейший в России авиаперевозчик – группа «Аэрофлот» (входят компании «Аэрофлот», «Россия» и «Победа») в 2024 г. перевезла 55,3 млн пассажиров, сообщила группа 14 января. Это на 16,8% больше, чем в 2023 г. На внутренних линиях перевезено 42,6 млн пассажиров (+12,8% к уровню 2023 г.), на международных линиях – 12,7 млн (+32,7%).

Пассажиропоток «Ютэйр» вырос на 6% до 6,4 млн человек, сообщила компания 15 января. Количество пассажиров на международных рейсах «Ютэйр» увеличилось на 15%, на внутренних маршрутах прирост составил 3%. Два других мейджора российского рынка – S7 и «Уральские авиалинии» – пока не раскрывали операционные показатели по итогам 2024 г.

Как прошел год для авиакомпаний

Пассажиропоток отечественных авиакомпаний растет второй год подряд. В 2022 г. показатель составлял 95,2 млн человек, тогда он упал после начала СВО на Украине и введения западными странами санкций против российской авиатранспортной отрасли. В 2023 г. пассажиропоток вырос на 10,3% до 105 млн человек. При этом показатель на 3,8%, или примерно на 3,8 млн человек, превысил целевое значение, заложенное в базовом сценарии комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г.

Пассажиропоток отечественных авиакомпаний растет второй год подряд. В 2024 г. рост составил 13,5%, или примерно на 13,2 млн человек

В 2024 г. пассажиропоток превзошел целевое значение сразу на 13,5%, или примерно на 13,2 млн человек.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты объясняют увеличение показателя повышенным платежеспособным спросом на авиаперевозки со стороны населения. При этом, по их словам, сдерживающим фактором является дефицит провозной емкости российских авиакомпаний из-за сокращения парка самолетов на фоне антироссийских санкций.

«Доходы граждан, готовность посещать курорты, деловая активность – все эти показатели были на высоком уровне, поэтому перевозки увеличивались и на внутренних, и на международных линиях. Будь у авиакомпаний больше самолетов – они бы перевезли больше пассажиров», – говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

С ним согласен ведущий эксперт Центра инфраструктурных проектов ВШЭ Андрей Крамаренко. Один из основных операционных показателей авиакомпаний – занятость пассажирских кресел – летом был близок к отметке 95%, обращает внимание он. Эксперт отмечает, что это «практически потолок», а значит, рост пассажиропотока в летний сезон сдерживался недостатком предложения.

Авиакомпании прошли 2024 г. в целом успешно, отмечают эксперты. Скорее всего, для отрасли он закончился с неплохой прибылью, уточняет Крамаренко. «Расходы авиакомпаний растут практически по всем статьям, но в текущих условиях компании могут перекладывать эти издержки на пассажиров, переписывая ценники», – говорит Пантелеев.

По данным Росавиации, в топ-5 российских авиакомпаний входят «Аэрофлот», «Победа», S7 Airlines, «Россия» и «Уральские авиалинии». В январе – сентябре 2024 г. на их долю пришлось более 69,4% всех авиаперевозок пассажиров: около 60 млн человек. «Ведомости. Аналитика» направила запросы в эти компании.

Самолеты летят в Москву

По словам Ядрова, объем перевозок через аэропорты Московского авиаузла – «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Жуковский» – вырос примерно на 5% до 75 млн человек. При этом крупнейший в стране аэропорт «Шереметьево» ориентировочно обслужил на 20% больше пассажиров, чем в предыдущем году, уточнил чиновник.

В 2023 г., по данным Росавиации, наибольший пассажиропоток был в аэропортах «Шереметьево» (36,6 млн человек), «Пулково» (20,4 млн человек), «Домодедово» (19,9 млн человек), «Внуково» (14,5 млн человек) и «Сочи» (13,9 млн человек). Официальная статистика за 2024 г. пока не опубликована.

Пантелеев отмечает, что пассажиропоток вырос у аэропортов «Шереметьево» и «Пулково», тогда как «Сочи» на фоне высокой базы позапрошлого года пассажиропоток не нарастил. Однако аэропорт и так работает на пределе возможностей, уточняет он.

«Ведомости. Аналитика» направила запросы в крупнейшие аэропорты.

В пресс-службе УК «Аэропорты регионов» рассказали, что суммарный пассажиропоток аэропортов, находящихся в управлении компании, в прошедшем году вырос на 5%, превысив 18,3 млн человек. Компания управляет 10 аэропортами – Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска.

Почему дорожают авиабилеты

Средняя стоимость полета по России в салоне самолета экономкласса в расчете на 1000 км пути с начала января по конец ноября прошлого года составила 7583 руб., следует из данных Росстата. Это на 16,2%, или почти на 1060 руб., больше аналогичного показателя предшествующего года. Данные за декабрь пока не опубликованы.

Основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков считает причинами такого роста стоимости авиабилетов увеличение спроса, падение предложения из-за сокращения парка самолетов, а также локальные и сезонные скачки роста стоимости топлива. При этом платежеспособный спрос на авиаперевозки и рекордный рост цен на авиабилеты позволил компенсировать возрастающие из-за санкций затраты авиакомпаний на поддержание летной годности парка самолетов, добавляет он.

Эксперты не видят предпосылок для снижения цен на авиабилеты в наступившем году. Причинами будущего роста они называют увеличение пассажиропотока, стоимости топлива и обслуживания самолетов.

Хватит ли отрасли самолетов?

Эксперты отмечают, что динамика пассажиропотока в 2025 г. будет определяться потребительским поведением населения, регулированием отрасли, а также санкционным давлением и изменением внешнеполитической ситуации. Но главной проблемой аналитики считают ограниченные провозные возможности российского авиапарка.

Наиболее оптимистичный прогноз дает Гусаров. Он ожидает, что в текущем году тенденция роста пассажиропотока сохранится. Потенциально показатель может увеличиться на 5 млн человек, но рост может ограничить дефицит провозных емкостей, уточняет он.

Отечественная авиационная промышленность в 2025 г. не сможет поставить авиакомпаниям нужное количество самолетов, считает Пантелеев. «Удастся ли в достаточном количестве организовать ввоз по серым схемам бывших в употреблении иностранных самолетов – вопрос непростой. Скорее «нет», чем «да», – рассуждает он. При этом эксперт видит у лидеров рынка возможности сохранить текущие объемы перевозок. Этому может способствовать легализация «мокрого лизинга» и овербукинга, отмечает он.