Позволит ли рост продаж бензина на бирже стабилизировать топливный рынок
Ряд крупных производителей уже продают топливо сверх нормы
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассматривает вопрос о повышении минимального объема продаж бензина на бирже с 15 до 17%. Об этом ведомство сообщило в начале августа.
По оценке ФАС, данная мера должна способствовать обеспечению прозрачности ценообразования на топливном рынке и минимизации рисков необоснованного роста цен на бензин, пояснил представитель ведомства.
Стоимость бензина на бирже продолжает обновлять рекорды. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (Петербургская биржа), на прошлой неделе бензин АИ-95 подорожал на 5%, АИ-92 – на 4%. По итогам торгов 8 августа стоимость бензина АИ-95 превысила 80 000 руб./т, обновив рекордный уровень пятый торговый день подряд. 12 августа цена на АИ-95 перешагнула порог в 80 500 руб./т, составив 80 510 руб./т. Стоимость бензина АИ-92 растет 10 торговых дней подряд. По итогам торгов 12 августа она достигла 70 484 руб./т, вплотную приблизившись к рекордному значению (70 508 руб./т в сентябре 2023 г.).
Резкому подорожанию бензина на бирже не помешал установленный правительством 28 июля временный запрет на экспорт этого вида топлива для всех категорий экспортеров, включая производителей. Хотя в начале июля на фоне сообщений об угрозе такого запрета цены на бензин на Петербургской бирже перешли к снижению, в середине месяца они вернулись к росту. На само введение запрета котировки также ответили непродолжительным снижением. Уже в конце июля бензин на бирже вновь начал дорожать. За две недели с момента сообщения о принятии меры котировка бензина АИ-92 прибавила 9%, АИ-95 – 8%.
По итогам торгов 13 августа цены на бензин АИ-92 и АИ-95 незначительно снизились – на 0,6% до 70 070 руб./т и на 2,9% до 78 203 руб./т соответственно.
На ценах в рознице рост оптовой стоимости бензина пока в полной мере не отражается, хотя летом рост цен начал опережать инфляцию. По данным Росстата на 11 августа, средняя стоимость бензина АИ-92 на российских АЗС с начала года выросла на 5,5% до 58,23 руб./л, АИ-95 – на 5,2% до 63,52 руб./л. Общая инфляция за этот период составила 4,36%. Минэнерго в начале августа признало, что динамика цен на бензин «несколько опережает инфляцию».
Вопрос увеличения норматива биржевых продаж бензина поручил рассмотреть вице-премьер Александр Новак. Поручение было дано в начале июля ФАС и Минэнерго по итогам совещания по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, пояснил источник «Ведомости. Аналитики».
В последний раз норматив продаж бензина на бирже повышался в октябре 2023 г. Тогда он был увеличен с 13 до 15% от объема выпуска. Уровень обязательных продаж дизельного топлива на бирже был дополнительно увеличен в 2024 г.: с 1 марта прошлого года норматив вырос с 12,5 до 16%.

С опережением целей
Компании не обязаны раскрывать долю продаваемого на бирже топлива. При этом наиболее крупные производители, как правило, реализуют на биржевых торгах бо́льшие объемы нефтепродуктов, чем установлено совместным приказом ФАС и Минэнерго, обращает внимание аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Например, «Роснефть», согласно сообщениям компании, в 2024 г. реализовала на бирже 10,1 млн т бензина и дизтоплива – вдвое выше норматива, а в I квартале 2025 г. – 2,2 млн т, что в 1,7 раза превышает установленный уровень.
Представитель Петербургской биржи в январе этого года говорил «Ведомостям», что большинство крупных российских нефтяных компаний продают на бирже нефтепродукты сверх норматива. «Ведомости. Аналитика» направила запросы в «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», а также в «Газпром», который тоже производит и реализует нефтепродукты. В пресс-службе «Газпром нефти» сообщили, что компания выполняет обязательства по регулярной и равномерной реализации топлива на бирже в соответствии с требованиями ФАС и Минэнерго.
По данным Петербургской биржи, в 2024 г. объем биржевых торгов бензином вырос на 12% до 10,9 млн т, дизтопливом – на 28% до 18,8 млн т. Производство бензина в России в прошлом году составило 41,1 млн т, дизтоплива – 81,6 млн т, сообщал в январе вице-премьер России Александр Новак. Таким образом, в 2024 г. на биржевых торгах было реализовано 27% всех произведенных в стране объемов бензина и 23% дизтоплива.

Президент Петербургской биржи Игорь Артемьев в мае этого года допускал, что в 2025 г. объем биржевых продаж нефтепродуктов на площадке достигнет нового исторического максимума. В январе – июне продажи нефтепродуктов на бирже выросли на 3% и достигли 18,2 млн т – максимального в истории показателя для этой части года.
Реализация дизтоплива на Петербургской бирже в первом полугодии этого года выросла на 8% в годовом выражении до 9,4 млн т, в то же время продажи бензина снизились на 4% до 5,2 млн т. Реализация бензина АИ-92 сократилась на 7% до 3 млн т, АИ-95 – увеличилась на 2% до 2,1 млн т.
Недостаточная мера
Вероятность повышения минимального объема продаж бензина на бирже с 15 до 17% высока, но в текущей ситуации эта мера будет иметь низкую эффективность и не решит структурных проблем на топливном рынке, считают опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты.
Рост биржевых цен на бензин аналитики связывают с увеличением сезонного спроса на фоне сокращения производства из-за плановых и внеплановых ремонтов на НПЗ. Кроме того, трейдеры скупают топливо в ожидании новых ограничений, а рост котировок выше отметок 70 000 и 80 000 руб./т усиливает «панические настроения» на бирже, добавляют они.
Вероятность введения меры довольно высока, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Андрей Смирнов. Поручение исходит от вице-премьера Александра Новака и находится в активной проработке ФАС, отмечает он.
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает возможное повышение норматива продаж бензина на бирже «верной, правильной и нужной, давно назревшей» мерой. Но увеличения норматива до 17% будет недостаточно для эффективного воздействия на топливный рынок, отмечает он. По мнению эксперта, уровень обязательных продаж бензина нужно поднять до 33%, «по крайней мере в европейской части России».
Резкое повышение норматива биржевых продаж приведет к росту предложения на бирже и повысит доступность топлива для независимых АЗС, объясняет эксперт. Это усилит конкуренцию на рынке и приведет к стабилизации как биржевых, так и розничных цен без запрета на экспорт, полагает он.
Правительство в конце июля ввело запрет на экспорт бензина для всех категорий экспортеров для обеспечения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке в период высокого сезонного спроса и сельскохозяйственных полевых работ. Мера действует до 31 августа. Решение о продлении запрета на сентябрь будет приниматься исходя из динамики биржевых цен, сообщил в конце июля замглавы ФАС Виталий Королев. По мнению Смирнова, продолжение роста биржевых цен на бензин в августе свидетельствует о низкой эффективности этой меры.
Повышение норматива биржевых продаж бензина позволит лишь частично перераспределить потоки топлива внутри страны, но не решит проблему ограниченного объема топлива, считает Кауфман. Существенный рост норматива может привести к тому, что нефтепереработчики будут вынуждены сами покупать топливо на бирже для собственных нужд, в том числе для продажи на сетях АЗС, предупреждает он. Смирнов полагает, что повышение норматива даже до 17% может вызвать дефицит топлива в регионах, где работают небольшие НПЗ.
По мнению Смирнова, универсальной доли продаж бензина и дизельного топлива, которая в любое время будет оптимальной для стабильной работы внутреннего рынка и снижения волатильности цен на бирже, нет. «Оптимальный уровень зависит от доступных свободных объемов», – поясняет эксперт.
Дополнительной мерой для стабилизации ситуации на топливном рынке может стать пересмотр параметров демпфирующего механизма, полагает Смирнов. Еще одной мерой для стабилизации рынка эксперт считает реализацию инфраструктурных проектов – расширение нефтепроводной системы для снижения транспортных издержек и дальнейшую модернизацию НПЗ для повышения выхода светлых нефтепродуктов.
Кауфман полагает, что в условиях сокращения производства топлива в России необходимо импортировать бензин из соседних стран, например из Белоруссии. «Такие действия могли бы смягчить ситуацию на внутреннем рынке», – говорит аналитик.