Россияне потратили отпускные в отечественных магазинах и ресторанах

Поток россиян, встречающих Новый год за рубежом, этой зимой оскудел. Те, кто остался в России, потратили отложенные деньги на одежду, парфюмерию, рестораны и развлечения
Многие были вынуждены потратить подешевевшие рубли в российских магазинах/ Sergei Karpukhin/ Reuters

Из-за резко подорожавших доллара и евро многие россияне предпочли не ездить на Новый, 2015 год за рубеж. Насколько сократился выездной турпоток в этот новогодний сезон по сравнению с ситуацией годичной давности, представители туристического бизнеса пока не говорят, а за весь 2014 год он уменьшился на треть - с 16 млн человек до 11 млн, следует из данных крупнейшего консолидатора продаж железнодорожных и авиабилетов «Випсервис». Оценка Ассоциации туроператоров России еще более внушительна: в 2014 г. за рубеж выехало на 40-50% меньше россиян, чем в 2013 г.

Часть туристов переориентировалась на российские направления. По данным Travel.ru, число поездок по России на Новый год выросло в 2,5 раза к уровню годичной давности. Сумма онлайн-платежей за российские горнолыжные курорты подскочила в эти январские праздники на 247% (год к году), за гостиницы и санатории - в 1,5 раза, говорит гендиректор Uniteller (сервис-провайдер Visa и MasterCard в России) Алексей Богаткин.

В результате средняя семья «недопотратила» на отдых 200 000-220 000 руб., которые могла израсходовать в России, считает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Такой вывод она делает, исходя из результатов опроса, проведенного Esper Group в новогодние каникулы среди примерно 5000 посетителей крупнейших торговых центров и магазинов в 47 городах России (включая все миллионники). Опрашивались клиенты магазинов среднего и более дорогого, а также премиального сегментов; например, в Москве - торговых центров «Времена года», ЦУМ, «Европейский», «Метрополис» и др.

В торговых центрах Москвы поток посетителей в первые две недели января был ниже, чем в эти же дни прошлых лет, показывает исследование компании Watcom. Она составляет Shopping Index, учитывающий среднее количество покупателей на 1000 кв. м арендопригодной площади в торговом центре, в выборке участвует более 60 торговых центров («Метрополис», «Щука», «Афимолл» и др.). Тем не менее падение трафика - на 3,9% - все-таки замедлилось по сравнению с последними неделями декабря, когда темпы были двузначными (см. график).

По крайней мере половину из 200 000 «недопотраченных» рублей люди израсходовали на одежду, косметику и рестораны, считает Ядерная: отказ от поездок люди «компенсировали покупкой более дорогих вещей». Сопоставимые продажи в магазинах одежды, отслеживаемых Esper Group (все бренды компаний Inditex, Max Mara, Jamilco и др.), выросли в первые две недели года к уровню годичной давности на 22%, по парфюмерии и косметике - примерно на 30%.

Рост выручки и трафика начался еще в середине декабря после резкого подорожания валюты: у покупателей возникли опасения, что товары подорожают, говорит Денис Богатырев, гендиректор BNS Group (российские сети Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop, Mexx и др.). То, что в новогодние праздники за рубеж уехало меньше людей, чем обычно, тоже повлияло на продажи, подтверждает он. Особенно сильно выросли продажи в премиальном сегменте. «По нашему портфелю лучшие показатели были у Michael Kors и Calvin Klein», - сообщил Богатырев.

Больше посетителей, чем обычно в это время, оказалось и в магазинах бытовой техники - как обычных, так и онлайн, отмечает гендиректор сети «Юлмарт» Сергей Федоринов. Правда, доля совершивших покупки в общем числе посетителей была на сей раз ниже, чем и в январе 2014 г., и в декабре. Многие обескуражены выросшими ценами, подорожавшим долларом, поэтому пока прицениваются, пытаются сориентироваться в ситуации, объясняет Федоринов.

Люди, оставшиеся на Новый год дома, пополнили и кассы продовольственной розницы. Обычно продажи в продовольственных магазинах замедляются после декабрьских пиков. «В этом году, несмотря на прогнозируемое снижение, сеть перевыполнила план на 2%», - говорит гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. В течение праздников средний чек не падал, а покупательская корзина включала в себя деликатесы, кондитерские изделия, кулинарию, отмечает он. Но не было и резкого роста продаж, который обычно следует сразу по завершении новогодних каникул, добавляет Садовин.

Магазины X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в городах-миллионниках не зафиксировали существенного изменения трафика и продаж по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорит представитель группы Владимир Русанов. Иная ситуация в городах поменьше, где доходы населения скромнее: например, в Подмосковье в праздничные дни 2015 г. трафик был выше, чем год назад, но не в разы - не более чем на 1-1,5 п. п., продолжает он. Рост числа покупок и покупательского трафика, вызванный сокращением выездного туризма, может стать более заметным в майские праздники, полагает Русанов: люди лучше осознают ситуацию, будет меньше запланированных и оплаченных заранее поездок.

Рост трат заметил и бизнес, работающий в сфере услуг и развлечений. ВДНХ с 30 декабря по 11 января насчитала более 1,2 млн гостей, ее каток (проект «Главный каток страны») был загружен по максимуму - 15 000-22 000 человек в день, сообщила пресс-служба ВДНХ. Около 50 000 человек встретили Новый год на выставке. В этом сезоне (декабрь 2014 г. - март 2015 г.) ВДНХ рассчитывает получить от катка не менее 413,5 млн руб. консолидированного дохода (продажи билетов, прокат инвентаря, спонсорские взносы и др.).

Онлайн-покупки билетов в кино и театры увеличились во время праздников, по данным Uniteller, на 117% (в деньгах), платежи за доставку товаров - на 13%, а пиццы и ресторанных блюд - на 145%. Выручка сети кинотеатров «Синема парк» в эти праздники выросла чуть меньше чем на 10% по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорит ее представитель Мария Винник. Правда, год назад жители России отдыхали на три дня меньше, оговаривается она. «Синема парк» ожидал от праздничных дней даже лучших показателей.

В ресторанах Maison Dellos («Бочка», «Шинок», «Кафе Манон», «Кафе Пушкинъ», «Турандот», «Каста дива», «Оранж три», сеть «Кафе Му-му» и др.) поток клиентов вырос на 3-38% в зависимости от заведения, говорит представитель холдинга Алена Шварц. Большим спросом пользовались более демократичные заведения: например, у кондитерской «Кафе Пушкинъ» оказалось в новогодние праздники на 38% больше посетителей, чем годом ранее, а выручка увеличилась на четверть. «Несомненно, повлиял тот факт, что многие остались в Москве», - отметила Шварц.