Деривативы: ценность из воздуха

Иск Комиссии США по ценным бумагам и биржам к Goldman Sachs будет ожесточенно оспариваться ответчиком. Интересно поспекулировать на тему, кто же выйдет победителем из этой схватки. Но это станет известно только месяцы спустя. Однако независимо от исхода дело будет иметь далеко идущие последствия для обсуждаемого конгрессом проекта финансовой реформы.

Виновен Goldman Sachs или нет, но можно смело сказать, что оспариваемые операции не несли никакой общественной пользы. Операции представляли собой создание сложных синтетических инструментов на основе существующих бумаг, обеспеченных ипотечными обязательствами, путем клонирования их призрачных подобий, имитирующих оригинал. Синтетические облигации, обеспеченные долговыми обязательствами (CDO), не финансировали владельцев какого-то еще дома и не позволяли более эффективно распределять капитал. Они только раздували объем ценных бумаг, обеспеченных ипотечными обязательствами, которые резко обесценились, как только сдулся пузырь на рынке недвижимости. Первоначальной целью всех операций была генерация комиссий и платежей за обслуживание.

Вот четкая демонстрация того, как деривативы и другие синтетические инструменты использовались, чтобы из воздуха создавать воображаемые ценности. Было создано больше CDO с рейтингом ААА, чем существовало активов с таким же рейтингом. Все это происходило в грандиозных масштабах, несмотря на то что все участники этого процесса были искушенными инвесторами. Процесс шел долгие годы и завершился крахом, ущерб от которого исчисляется триллионами долларов. Нельзя позволить такому продолжаться. Использование деривативов и других синтетических инструментов следует регулировать, даже если все участники процесса – искушенные инвесторы. Обычно перед тем, как начать торги бумагами, их регистрируют в Комиссии по ценным бумагам. Так же точно необходимо регистрировать синтетические инструменты, хотя эту задачу можно поручить другому регулятору – Комиссии по фьючерсной торговле.

Деривативы могут приносить много пользы, но есть в них и скрытая опасность. Например, они могут аккумулировать скрытый дисбаланс спроса или предложения, который может неожиданно проявиться по достижении определенного порога. Все это в полной мере относится к опционам knockout (опцион, действие которого прекращается, когда цена базового актива достигает определенного барьера. – «Ведомости»), используемым при валютном хеджировании. То же можно сказать о программах страхования инвестиционных портфелей, которые признаны виновниками черного понедельника на Нью-Йоркской бирже в октябре 1987 г. Позднее была введена процедура остановки торгов при резком изменении цен, таким образом было признано, что деривативы могут стать виновниками резких скачков, но серьезных выводов не было сделано.

Особенно подозрительно выглядят свопы «кредит-дефолт» (CDS). Они создавались как страховка на случай дефолта держателя облигаций. Но так как эти бумаги пущены в свободную торговлю, они могут быть использованы для налетов «медведей» (массированная продажа бумаг с целью понижательного давления на их цены и последующая покупка этих же бумаг на более выгодных условиях). Так что в нагрузку к страховке кредитно-дефолтные свопы выполняют функцию «лицензии на убийство». Использование этих бумаг следует позволить только тем, у кого есть подлежащие страховке инвестиции в долговые обязательства государств или компаний.

Задача регуляторов – разобраться в деривативах и синтетических бумагах и запретить их создание, если регуляторы не могут достоверно оценить их системные риски. Эту задачу нельзя перекладывать на плечи инвесторов, хотя популярная до последнего времени догма рыночного фундаментализма утверждает обратное.

Торгующиеся на рынках деривативы должны регистрироваться как отдельный тип ценных бумаг. Созданные на заказ деривативы должны регистрироваться в индивидуальном порядке, причем регулятор обязан понять, какие риски они скрывают. Регистрация – трудоемкий и затратный по времени процесс, он затруднит использование внебиржевых деривативов. Созданные на заказ продукты должны быть отделены от биржевых инструментов. Это сделает невозможным повторение тех злоупотреблений, которые привели к краху 2008 г.

Требование регистрировать деривативы и синтетические инструменты представляется простым и эффективным. Однако его до сих пор нет в обсуждаемом законопроекте. Комитет сената по сельскому хозяйству предлагает запретить банкам, принимающим депозиты от граждан, становиться маркет-мейкерами в операциях со свопами. Это отличная идея, которая многое сделает для разделения разных рынков и уменьшения их взаимного влияния друг на друга, но к регулированию деривативов она отношения не имеет.

Пятерка крупнейших банков, которая может двигать рынки и проводит 95% внебиржевых транзакций, скорее всего воспротивится идее регулирования деривативов, ведь она бьет по их доходам. Куда более непонятным представляется тот факт, что против будут и некоторые международные корпорации. Единственное объяснение этому – созданные на заказ деривативы могут облегчать уход от налогов и манипуляции с доходами. Эти соображения не должны повлиять на принятие законопроекта.

FT, 23.04.2010