ИИ как драйвер переосмысления рабочих процессов

Переосмысление рабочих процессов компаний является ключом к раскрытию экономического потенциала ИИ. Рабочие процессы, включающие совместную работу, обмен информацией и принятие решений, составляют основу деятельности организаций. Большинство из них были разработаны для мира до появления искусственного интеллекта, поэтому применение ИИ к отдельным задачам в рамках этих устаревших процессов вряд ли обеспечит столь же высокий уровень производительности, как сейчас.

Это может объяснить, почему относительно небольшое число компаний пока сообщают об ощутимых преимуществах ИИ. Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, почти 90% компаний заявляют об инвестициях в ИИ, но менее 40% сообщают об измеримом эффекте. Этот разрыв может быть связан с тем, что многие проекты всё ещё находятся на стадии пилотных или экспериментальных испытаний, или что организации применяют ИИ для решения отдельных задач, а не перестраивают рабочие процессы целиком. Например, в банковской сфере это будет разница между предоставлением сотрудникам доступа к чат-боту для индивидуального использования и внедрением специализированных ИИ-агентов наряду с сотрудниками в рамках переосмысленного процесса для более эффективного одобрения, обработки и управления кредитами, а также повышения качества обслуживания клиентов. Для достижения большего прироста производительности с помощью ИИ потребуется переосмыслить рабочие процессы, а не использовать подход, основанный на задачах. По мере внедрения ИИ менеджеры и специалисты всё чаще выступают в роли организаторов и валидаторов, а не исполнителей, в то время как эксперты в предметной области, такие как аналитики данных, андеррайтеры и инженеры, сотрудничают с ИИ-агентами, которые проводят первичный анализ или генерируют предварительные результаты. В результате наиболее ценные человеческие навыки смещаются в сторону адаптивности и критической оценки результатов работы с искусственным интеллектом, что позволяет людям сосредоточиться на более ценной работе.

О том, как ИИ меняет управленческую работу и навыки рассказывает доцент кафедры искусственного интеллекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Емельянова Наталия Юрьевна:

По мере того, как ИИ берёт на себя всё больше аналитических задач и задач поддержки принятия решений, характер управленческой работы смещается от руководства людьми к организации систем, в которых люди, ИИ-агенты и роботы взаимодействуют друг с другом. Это изменение позволяет руководителям перенаправлять время на более ценную работу, требующую таких навыков, как влияние и наставничество, а также более высокой технической грамотности. Например, менеджер по продажам может уделять больше времени обучению команд использованию аналитических данных, полученных с помощью ИИ, и укреплению отношений, в то время как менеджер по работе с клиентами может руководить гибридным коллективом, состоящим из людей и ИИ-агентов, обучая как системы ИИ, так и персонал для повышения качества обслуживания.

Компании разных отраслей обнаруживают, что наибольший эффект достигается за счёт перестройки всех рабочих процессов, а не автоматизации отдельных задач. Это требует новых операционных моделей, баз данных и развития навыков для сотрудников по мере углубления их взаимодействия с ИИ-агентами и роботами. 

О ключевых вопросах для руководителей бизнеса в эпоху внедрения ИИ рассказывает Коротеев Михаил Викторович, заведующий кафедрой искусственного интеллекта Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:

Внедрение искусственного интеллекта меняет работу организаций, создавая новые методы работы, основанные на сильных сторонах людей, ИИ-агентов и роботов. Управление этим переходом потребует от руководителей компаний осознанного выбора темпов и целей, а также сотрудничества с другими организациями для обеспечения надлежащей подготовки сотрудников. Для компаний успешное внедрение ИИ зависит от признания непреходящей важности людей. Это вопрос как практический, так и этический. По мере того, как технологии берут на себя всё больше задач, суждения и контроль со стороны людей будут приобретать всё большую важность для поддержания организации на верном пути. Работа будет организована по-другому и сотрудникам потребуется переподготовка, поскольку рабочие процессы будут перестраиваться с учётом того, что лучше всего получается у людей и интеллектуальных машин, а показатели эффективности должны будут отражать вклад обеих сторон. Благодаря ИИ непрерывное обучение и подготовка становятся ещё важнее для организационной устойчивости. В условиях быстро меняющихся рабочих мест и растущих потребностей в навыках, помощь работникам в понимании того, как их навыки переносят на новые виды работ, повысит устойчивость как самих сотрудников, так и компаний. Владение ИИ должно быть распространено на всех уровнях организации. Компании могут использовать цифровые инструменты, практические проекты и коучинг для развития этих навыков, а партнёрство с другими организациями и учреждениями может расширить доступ к обучению и открыть новые возможности.

Другие пресс-релизы