Электромобиль: не транспорт, а билет в цифровой парк развлечений

В то время как во всем мире электромобиль воспринимают как экологичную альтернативу бензиновому двигателю, в Китае произошла тихая революция. Здесь EV (electric vehicle) перестал быть просто средством передвижения. Он превратился в мобильный развлекательный хаб, цифровую гостиную на колесах и статусный аксессуар нового поколения. И в этой новой реальности автомобиль, который просто хорошо ездит, уже проиграл тому, из которого не хочется выходить даже после прибытия в пункт назначения.

Китайские производители создают не автомобили, а «смартфоны на колесах» с подпиской на контент, встроенными кинотеатрами и возможностью стримить игры с качеством PS5 прямо в салоне. Пока покупатели вне Китая меряют запас хода и время зарядки, китайские покупатели спрашивают: «Какое разрешение у панорамного экрана?», «Есть ли встроенный стриминг Douyin (китайский TikTok)?» и «Насколько бесшовно интегрирован WeChat в систему?». Компании вроде Nio, Xpeng и Li Auto продают не просто транспорт — они продают цифровой образ жизни. Их салоны оборудуют проекторами для фильмов, массажными креслами с функцией ароматерапии и акустическими системами, сравнимых с домашними кинотеатрами. Зарядка на станциях Nio Power Swap Station напоминает посещение мини-кофейни: пока батарея меняется за 3 минуты, владелец может поиграть в облачные игры на встроенном дисплее или посмотреть эпизод любимого дорамы.

Доцент кафедры математики и анализа данных Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета Марина Хрипунова отмечает: «Ключевой тренд — монетизация не через продажу автомобиля, а через подписки на цифровые услуги». Компания HiPhi, например, предлагает ежемесячные платы за разблокировку дополнительных функций: более мощное ускорение, продвинутый автопилот или доступ к премиум-медиатеке. Пользователь платит не за металл и пластик, а за цифровой опыт. Даже такие функции, как полное раскрытие «дверей-крыльев» у Xpeng P7 или специальные световые сценарии фар, могут быть доступны по подписке.

Китайские EV становятся элементами социальных взаимодействий. В приложениях Nio и Xpeng существуют целые социальные сети для владельцев: они делятся маршрутами, создают клубы по интересам, организуют совместные поездки на зарядные станции, которые превращаются в коворкинги. Сама зарядка — уже не досадная необходимость, а повод для нетворкинга. Бренды активно используют gamification: за использование определенных функций, достижение «зеленых» показателей вождения или участие в мероприятиях пользователи получают внутреннюю криптовалюту, которую можно обменять на реальные услуги.

Это работает в Китае благодаря уникальному сочетанию цифровизированного молодого поколения, гиперурбанизации, превращающей автомобиль в «вторую гостиную», глубокой интеграции с национальными IT-экосистемами и стратегической государственной поддержке, видящей в электромобиле платформу для умных городов будущего.

Приведем показатели динамики. По данным аналитической компании IHS Markit, в 2025 году более 80% новых автомобилей, проданных в Китае, оснащены продвинутыми интеллектуальными функциями (автопилот уровня 2+ и выше, голосовые помощники, OTA-обновления), что создает основу для цифровых услуг. К 2030 году мировой рынок автомобильного программного обеспечения и электроники вырастет до $469 млрд. Китай будет ключевым драйвером. Уже сейчас свыше 60% покупателей премиум-электромобилей в Китае готовы оплачивать дополнительные функции по подписке (по данным опроса Deutsche Bank).

В 2023 году 40% всех электромобилей, проданных в Китае, имели как минимум один экран с диагональю более 15 дюймов (данные Canalys). В моделях, как Nio ET7 или Li Auto L9, общая площадь экранов в салоне может превышать 1 метр. Компания Nio сообщила, что ее облачный игровой сервис, доступный через центральный дисплей, насчитывает более 200 000 активных пользователей в месяц. Время сессии в среднем составляет 47 минут — что явно указывает на использование в периоды зарядки или ожидания. Компания Nio за 2023 год получила $377 млн выручки исключительно от продажи услуг (включая подписку на батарею BaaS, расширенные функции ADAS и цифровой контент). Это показывает, что модель работает уже сейчас. Аналитики Goldman Sachs отмечают, что китайские EV-компании ориентируются на пожизненную ценность клиента (LTV), где до 30% прибыли может в перспективе приходиться на повторяющиеся платежи за софт и услуги, а не на разовую продажу машины.

У Nio, например, более 2,3 миллиона активных пользователей в ее собственном приложении-соцсети Nio App, где они тратят в среднем 15 минут в день на общение, планирование поездок и покупку аксессуаров. Компания Nio к 2023 году построила более 2 300 станций замены батарей (Power Swap Stations), каждая из которых является не просто точкой зарядки, а местом для короткого отдыха с Wi-Fi и цифровыми развлечениями. Китай планирует к концу 2025 году построить 3,6 миллиона зарядных станций (публичных и частных) и 26 000 станций замены батарей (данные Госсовета КНР), создавая физическую инфраструктуру для этого "цифрового парка развлечений на колесах".

Китайский тренд — это взгляд в будущее автомобильной индустрии. Возможно, через пять лет мы будем выбирать машину по тому, насколько удобно в ней работать в метавселенной или как хорошо она интегрирована с нашими умными домами.

Другие пресс-релизы