От «фальшивых друзей» к «цифровым компаньонам»: как NPC-стриминг и ИИ-блогеры переписывают правила социального взаимодействия

В эпоху, когда цифровое пространство стало для многих второй реальностью, грань между человеческим и искусственным интеллектом, между реальным общением и его симуляцией, становится все более размытой. На наших глазах зарождается новый, пока еще неочевидный тренд, который может кардинально изменить наше понимание социальных связей: феномен NPC-стриминга и стремительный рост популярности ИИ-блогеров. Эти «нелюди» – от стримеров, имитирующих персонажей видеоигр, до полностью сгенерированных виртуальных инфлюенсеров – становятся новыми формами социального взаимодействия, предлагая компании, которая одновременно притягательна своей предсказуемостью и тревожна своей нечеловеческой природой.

NPC (Non-Playable Character) – это персонажи видеоигр, чьи действия и реплики запрограммированы. Несколько лет назад стримеры начали сознательно имитировать их поведение: повторять одни и те же фразы, выполнять механические действия в ответ на донаты или комментарии зрителей, создавая сюрреалистический эффект «живого» NPC. На первый взгляд, это кажется странным развлечением, но за ним кроется нечто большее.

Для аудитории, особенно молодой, такие стримы предлагают уникальный опыт, считает доцент кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Николай Яременко. Они моделируют социальное взаимодействие, но без его сложностей и непредсказуемости. Зритель может «управлять» персонажем через донаты, получать предсказуемую реакцию, чувствовать себя особенным, «оживляющим» героя. Это форма интерактивности, которая, с одной стороны, может быть сублимацией реальных социальных потребностей, а с другой – своего рода тренировкой для тех, кому сложно взаимодействовать в реальном мире.

Параллельно развивается и другая ветвь – появление полноценных ИИ-блогеров и инфлюенсеров. Виртуальные аватары, наделенные персоналиями, создающими контент (от модных обзоров до философских рассуждений), генерируют миллионы просмотров и подписчиков. Они могут «общаться» с аудиторией через чат-боты, отвечать на комментарии, создавать иллюзию диалога.

Главное отличие таких «цифровых компаньонов» от реальных людей – их контролируемость и предсказуемость. ИИ не устает, не обижается, не имеет собственных сложных потребностей и проблем, которые могли бы омрачить взаимодействие. Он всегда доступен, всегда готов «поддержать разговор» или «выслушать». Для многих, кто испытывает дефицит реального общения, страдает от одиночества или социальной тревожности, это может стать привлекательной альтернативой.

Возникает закономерный вопрос: являются ли эти новые формы взаимодействия сублимацией реальных социальных потребностей или же формой цифрового эскапизма, уводящего от построения подлинных отношений? Вероятно, и то, и другое. Для кого-то это временный мост, помогающий справиться с одиночеством и постепенно вернуться к реальному общению. Для других – полноценная замена, позволяющая избежать трудностей и неопределенности межличностных отношений.

Феномен «цифровых компаньонов» может быть ответом на растущую сложность современного мира. В нем, где ожидания от других людей часто не оправдываются, где социальное давление велико, а потребность в принятии и понимании остается высокой, предсказуемый и «безопасный» ИИ-собеседник становится привлекательной фигурой.

Создание и потребление контента от «нелюдей» порождает целый ряд этических вопросов. Во-первых, это прозрачность: должны ли ИИ-персоны и NPC-стримеры четко маркироваться как не-люди? Насколько этично создавать «идеальных» виртуальных компаньонов, которые могут формировать нереалистичные ожидания от реальных людей?

Во-вторых, это влияние на эмпатию и способность к построению «живых» отношений. Если человек привыкает к контролируемому, предсказуемому взаимодействию с ИИ, насколько ему будет сложно потом адаптироваться к сложностям и нюансам общения с реальными людьми, чьи эмоции, реакции и потребности непредсказуемы? Есть риск, что «цифровые компаньоны» будут снижать нашу способность к сопереживанию, терпению и разрешению конфликтов в реальном мире.

NPC-стриминг и ИИ-блогеры – это не просто технологические курьезы, а индикаторы глубоких социальных сдвигов. Они показывают, как меняется наше представление о дружбе, общении и одиночестве в цифровой среде. Эти «цифровые компаньоны» предлагают новую модель социального присутствия – доступную, контролируемую и лишенную многих человеческих недостатков.

Важно понимать, что появление таких форм взаимодействия не означает исчезновение реальных социальных связей. Скорее, это дополнение, альтернатива или даже временное решение для тех, кто испытывает трудности. Однако, вовлекаясь в такие «отношения», мы должны быть предельно осознанны: где проходит грань между комфортным сублиматом и опасным эскапизмом, между помощью в адаптации и уходом от реальности. Иначе риск потерять способность к подлинному, живому человеческому общению становится слишком велик.

Другие пресс-релизы