Могут ли налоги влиять на архитектурные решения

Такая постановка вопроса на первый взгляд может вызвать   недоумение и отрицательный ответ. Исследовательская работа преподавателей кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета показывает, что в архитектуре запечатлены многовековые способы налоговой оптимизации (снижение сумм налоговых платежей без нарушения налогового законодательства). Поляков А.Е., доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, отмечает весьма творческие подходы населения к обходу уплаты налогов, которые в последствии проявили себя в определенных подходах в архитектуре зданий.

На улицах современного Эдинбурга сохранились дома, на фасаде которых есть как настоящие, так и нарисованные окна. Рисовали окна на месте замурованных оконных проемов, чтобы сохранить приличный вид фасада дома. Закладывать же окна в своих жилищах люди были вынуждены из-за налога на окна. Идея облагать окна налогами возникла в Англии и Шотландии. Налог на окна, который у населения получил название «налога на свет и воздух», взимался в Англии с 1745 по 1851 год. Затем он был заменен на домовой налог.    Это был прогрессивный налог, ставка которого зависела от   количества окон. Желание налогоплательщиков сэкономить на уплате налога как раз и привело к тому, что широкое распространение получили постройки с наглухо заложенными оконными проемами. Сегодня архитекторы продолжают использовать облик замурованного окна как истории.

Мельникова Н.П., профессор кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета, отмечает такой интересный исторический факт. В Англии с 1745 по 1845 годы взимался акциз на стекло, налоговой базой которого выступал вес стекла. Введение акциза на листовое стекло рассматривалось, как налогообложение роскоши, так как производство такого стекла в то время было дорогостоящим. Наличие в доме больших остекленных окон характеризовало уровень состоятельности его владельца. Интересно, что в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» мистер Коллинз, желая произвести впечатление на Элизабет, называет ей число окон на фасаде своего дома и стоимость их остекления. Введение акциза на листовое стекло сказалось на том, что только дорогие магазины могли позволить себе   широкие стеклянные витрины. Остальные магазины довольствовались вместо витрин только небольшими окнами или окнами, разделенными на несколько ячеек, чтобы поставить в эти ячейки стекло меньшего веса и меньшего размера.    Только в 19 веке, когда был отменен акциз на листовое стекло, в Англии появились торговые галереи (аркады) со стеклянными потолками.

Прогрессивный налог на окна также существовал и во Франции. Его ввел Наполеон, причем налог взимался не только с окон, но и со всех внешних отверстий, через которые в помещение проникали воздух и свет. Французские налогоплательщики нашли эффективное и эффектное решение проблемы. Им стало «французское окно», которое одновременно служило   и окном, и дверью.    

Про налог на окна уже давно забыли, однако   идея французского окна получила свое творческое развитие в модных ныне панорамных окнах.

Франция подарила миру не только французское окно, но и мансарды, которые в свое время также стали способом оптимизации налогообложения. Чердак в целях налогообложения не считался жилым помещением и не облагался налогом. Французский архитектор Мансар устроил апартаменты   в чердачных помещениях замка Мезон – Лаффит в пригороде Парижа, придав конструкциям оригинальные формы и снабдив красивыми окнами. Сохранение характерных черт чердака было важным моментом, чтобы мансарда не признавалась жилым помещением и не облагалась налогом на недвижимость. Эффектное архитектурное решение быстро вошло в моду, а   обустроенные, украшенные и обитаемые чердаки стали называться мансардами по имени их изобретателя.

Всем хорошо знакомы узкие фасады домов на главных улицах старинных европейских городов. Налог на недвижимость рассчитывался от длины фасада дома. Узкий фасад позволял жителям платить меньшую сумму налога, однако создавал проблемы с объемом жилого помещения. В целях налоговой экономии приходилось строить трех и четырехэтажные дома, однако лестницы в них были тоже очень узкими. По ним невозможно было пронести мебель, которая   в то время была очень массивной. Данная проблема была решена с помощью широких окон и «амстердамского крюка». На крыше или в отверстии над верхним окном крепится крюк, через который перекидывается веревка, и по принципу действия рычага мебель понимается и вносится в дом через окно.  

Приведенные исторические примеры введения отдельных налогов, а также выбора для них налоговой базы показывают, что механизм налогообложения может не только способствовать росту доходов бюджета государства, но и оказывать влияние на формирование внешнего облика зданий и их функциональные особенности.

Другие пресс-релизы