Расходы по-новому: чего ждать бизнесу от ФСБУ 10/2025 «Расходы»

Пока компании осваивают новые правила учета доходов, на подходе еще одно серьезное изменение — проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Расходы». Документ пока не принят, но уже сейчас понятно: он может заметно повлиять на финансовый результат бизнеса. Если доходы отвечают за обороты, то расходы — за прибыль. А значит, и за налоги.

Главная идея проекта — отказаться от формального подхода к расходам. Сам по себе факт оплаты или наличие первичного документа больше не будут решающими. В центре внимания — экономический смысл затрат: когда компания действительно потребляет ресурсы и теряет экономическую выгоду. Для многих это означает пересмотр привычных схем списания расходов.

Особое место в проекте занимает тема будущих обязательств. Гарантийные ремонты, демонтаж, восстановление объектов, экологические обязательства — если компания уже сегодня понимает, что такие расходы неизбежны, их придется учитывать заранее. Финансовый результат будет снижаться еще до того, как деньги фактически покинут счет. Для отчетности это новый уровень прозрачности, но и новая точка напряжения.

Еще одно чувствительное изменение — распределение расходов во времени. Если затраты приносят эффект не в одном отчетном периоде, списывать их сразу станет проблематично. Это напрямую касается маркетинговых контрактов, ИТ-услуг, сервисного сопровождения, долгосрочных договоров. Расходы придется «растягивать» на весь период получения экономического эффекта, а значит, привычные показатели прибыли могут заметно измениться.

Почему вопрос расходов сейчас особенно острый? По данным Росстата, по итогам 2024 года доля убыточных организаций в России выросла до 25,5%, а сальдированный финансовый результат бизнеса снизился примерно на 7% по сравнению с предыдущим годом. Иными словами, выручка у компаний есть, а вот прибыль становится все более уязвимой.

Дополнительное давление создаёт рост затрат. По оценкам аналитиков FinExpertiza, в 2024 году коммерческие и управленческие расходы российских компаний увеличились примерно на 17%, достигнув около 34,5 трлн рублей. В такой ситуации любые изменения правил признания расходов сразу отражаются на налоговой базе и денежных потоках.

Наиболее заметный эффект от будущего стандарта ожидается в отраслях с длинными контрактами и высокой долей косвенных затрат — промышленности, строительстве, энергетике, а также в сфере цифровых услуг. Например, ИТ-рынок в 2024 году превысил 13 трлн рублей, и значительная часть расходов в этом секторе связана с разработкой и сервисами, эффект от которых распределен во времени. Новый подход к их учету может привести к временному росту налоговой нагрузки.

Как отмечает Оксана Мощенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита и корпоративной отчетности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, готовиться к стандарту по расходам стоит заранее, даже несмотря на его проектный статус. Компании уже сейчас могут проанализировать структуру затрат, оценить наличие будущих обязательств и понять, какие расходы в перспективе нельзя будет списывать сразу. Это позволит избежать резких колебаний прибыли и снизить риски при налоговых проверках.

Другие пресс-релизы