Стратегия развития транспорта России до 2035 года: конкурентоспособность и суверенитет

Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса России на период до 2035 года, что стало важным шагом в укреплении технологического суверенитета, повышении конкурентоспособности национальной транспортной отрасли и стимуле для экономического и социального прогресса страны. Этот документ, подписанный Председателем Правительства Михаилом Мишустиным 19 декабря 2025 года, определяет стратегические ориентиры развития транспортной науки, техники и инфраструктуры на ближайшие десятилетия, а также конкретные меры по реализации инновационных проектов и модернизации отрасли.

В основе Концепции лежит идея создания системы центров научно-технологических компетенций и лабораторий, которые сосредоточат усилия ведущих ученых, инженеров и практиков на решении ключевых технологических вызовов. По плану, не менее девяти таких центров и около 50 лабораторий будут созданы на базе ведущих научных и образовательных учреждений России. Эти центры займутся разработками в области высокоскоростного железнодорожного транспорта, автономных (беспилотных) транспортных систем, электрических транспортных средств и зарядной инфраструктуры, транспортных решений на основе водородного топлива, а также логистических технологий и развития Трансарктического транспортного коридора.

«Развитие транспортного комплекса через создание научно-технологических центров позволит сосредоточить ресурсы на решении ключевых задач модернизации отрасли, обеспечит приток молодых талантов и укрепление технологического суверенитета. Это стратегически важный шаг, который открывает возможности для создания конкурентоспособных продуктов на глобальном рынке и устойчивого экономического роста страны», - отметил Кудряшов Вадим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ.

Сегодня инновационные технологии в транспортной сфере являются не только драйвером экономического роста, но и фактором безопасности и устойчивости. К примеру, автономные транспортные средства в России уже активно тестируются на крупных магистралях, и по прогнозам число таких машин к 2030 году может превысить 1 700 единиц, что существенно снизит аварийность и повысит эффективность логистики. Реализация проектов высокоскоростного железнодорожного сообщения, в частности линии между Москвой и Санкт-Петербургом, где расчетная скорость движения поездов достигает 360 км/ч, отражает стратегический курс на повышение территориальной связности страны и существенное сокращение временных издержек при пассажирских и грузовых перевозках.

В мировом масштабе транспортная сфера развивается в направлении цифровизации, экологизации и расширения применения автоматизированных решений. Существенную роль в этом процессе играет формирование развитой зарядной инфраструктуры и институциональной среды, стимулирующей использование электрического транспорта, что способствует снижению топливных затрат и повышению экономической эффективности эксплуатации транспортных средств. Российская Концепция отвечает этим мировым трендам, направляя ресурсы на развитие низкоуглеродных и интеллектуальных транспортных систем, что является важным вкладом в достижение устойчивого развития экономики и охраны окружающей среды.

«Успешная реализация Концепции позволит повысить долю прикладных научных исследований в транспортной отрасли, что неминуемо приведет к увеличению числа стартапов и инновационных предприятий. Такая связь науки и бизнеса стимулирует создание новых рабочих мест, укрепляет научно-технологическую базу и повышает инвестиционную привлекательность России. Создание центров молодежного технологического предпринимательства и запуск грантовой программы для студентов-разработчиков направлены на формирование нового поколения инноваторов, способных вывести отечественную науку и промышленность на международный уровень», - также отмечает эксперт.

Концепция также укрепляет координацию между государственными органами, научным сообществом, крупными компаниями и академическими институциями. Централизованная модель управления отраслевыми исследованиями, о которой говорил Председатель Правительства, направлена на устранение дублирования усилий, повышение эффективности финансирования и стимулирование междисциплинарной кооперации.

Экономические выгоды от реализации Концепции также очевидны. Инвестиции в науку и инновации способны создавать мультипликативный эффект в экономике: по поручению Правительства РФ доля расходов на науку к 2030 году должна достичь 2 % валового внутреннего продукта, что соответствует международным стандартам развитых технологических государств. Подобные преобразования создают предпосылки для формирования принципиально новых сегментов рынка, расширения экспорта высокотехнологичных разработок и укрепления технологического суверенитета Российской Федерации.

Принятая Концепция научно-технологического развития транспортного комплекса представляет собой системный и актуальный стратегический документ, ориентированный на комплексную модернизацию отрасли. Ее реализация направлена на обеспечение долгосрочной устойчивости экономического роста, усиление позиций страны в международной конкурентной среде и повышение уровня и качества жизни населения за счет внедрения более безопасных, скоростных и экологически ориентированных транспортных решений. Достижение поставленных целей к 2035 году позволит сформировать инновационную модель развития транспортной отрасли.

Другие пресс-релизы