Родился в семье гонщиков, регулярно попадает в скандалы. Что нужно знать о чемпионе «Формулы-1» Ферстаппене

    Голландец является самым молодым дебютантом в истории «королевских гонок»
    Чемпион «Формулы-1» Макс Ферстаппен /EPA

    Накануне голландский пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен впервые в карьере стал чемпионом «Формулы-1». В заключительной гонке Гран-при Абу-Даби 24-летний спортсмен большую часть дистанции отставал от конкурента за титул — Льюиса Хэмилтона из «Мерседес», но все-таки смог обогнать британца на последнем круге. В итоге в общем зачете Ферстаппен опередил семикратного чемпиона мира лишь на восемь баллов.

    Голландец одержал важнейшую победу в карьере в юбилейный для себя год — 20 лет назад он начал заниматься автоспортом. «Ведомости. Спорт» приводит главные факты из жизни триумфатора 72-го сезона «Формулы-1».

    10-е место по итогам чемпионата — лучший результат за восемь лет выступлений в «королевских гонках» для отца Макса Йоса Ферстаппена. С 1994 по 2003 гг. он провел 107 Гран-при и дважды поднялся на подиум этапов «Формулы-1». Две бронзы Ферстаппен-старший завоевал в дебютном сезоне, выиграв в 1994 г. в Венгрии и Бельгии. В том же году на Гран-при Германии Йос едва не погиб — его болид превратился в огненный шар во время пит-стопа из-за отсутствия защитного фильтра на клапане подачи топлива. Ферстаппен выбрался из машины, получив несколько небольших ожогов лица.

    Через три года после инцидента родился Макс. Примечательно, что гонками занималась вся семья будущего чемпиона: мама Софи Кюмпен в юниорском возрасте выиграла несколько картинговых турниров, а два дяди соревновались в серии GT.

    4 года было Максу Ферстаппену, когда он впервые пришел на картинг. Мама гонщика — бельгийка, а отец — голландец. Сам он родился в небольшом бельгийском городе Бри (около 15 000 жителей), но соревноваться стал за Нидерланды. В интервью в 2015 г. Макс объяснил решение тем, что «чувствует себя больше голландцем» — почти все детство после развода родителей он провел в городе Маасейк, что на границе Бельгии и Нидерландов. Там его круг общения составляли голландские дети.

    «Я находился в Бельгии только по ночам — приезжал домой поспать. А днем ездил в Нидерланды, и там были мои друзья. Я был воспитан как голландец», — рассказывал Ферстаппен. До 18 лет он имел как бельгийское, так и голландское гражданство. Но достигнув совершеннолетия, выбрал паспорт Нидерландов. При этом в 2015 г. Макс переехал в Монако, где и проживает по сей день.

    2006 — первый крупный успех Ферстаппена в картинге, в семь лет он выиграл чемпионат Бельгии, а спустя год стал лучшим в чемпионате Нидерландов в детской категории Minimax. Ко всем этим гонкам Макса готовил отец. Как бывший профессиональный спортсмен, Йос требовал от сына максимум сосредоточенности. «В «Формуле-1» меня ничего не удивляло, потому что никто не относился ко мне так же жестко, как отец», — вспоминал впоследствии Ферстаппен.

    До 13 лет голландец блистал на соревнованиях в двух родных для себя странах, а затем подписал контракт с командой CRG для участия на ее болидах в чемпионатах мира и Европы. В 2013 г. Ферстаппен победил на мировом первенстве в Варен-сюр-Алье (Франция) в KZ1, высшей категории картинга. В общей сложности в юношеском возрасте Ферстаппен завоевал 23 титула. Следующим шагом для перспективного гонщика должен был стать переход в «Формулу-3».

    500 000 требовалось заплатить Йосу Ферстаппену, чтобы заявить сына в «Формулу-3». Но денег у бывшего участника «королевских гонок» не было, спонсоров для 16-го летнего Макса также не находилось. Ферстаппен-старший попросил помощи у своего бывшего агента — Хуба Роттенгаттера. Тот выделил из собственных сбережений €150 000 на новый болид юноше, а также поспособствовал подписанию контракта с командой «Ван Амерсфорт Рейсинг».

    Возложенные надежды Макс Ферстаппен начал оправдывать сразу — он поднимался на подиум в 16 из 33 гонок сезона-2014 в «Формуле-3», первую победу одержал на дебютном этапе. На спортсмена мгновенно обратили внимание команды основной «Формулы» — «Ред Булл», «Феррари» и «Макларен».

    Настойчивее других оказался опытный советник «Ред Булла» Гельмут Марко, он оперативно договорился о контракте с обоими Ферстаппенами, и уже в марте 2015 г. Макс дебютировал в элитной серии гонок. В 17 лет и 166 дней он стал самым молодым участником «Формулы-1» в истории. В «Ред Булл» голландец заменил россиянина Даниила Квята — тот отправился в «Торо Россо» (вторая по статусу команда во владении концерна Red Bull).

    33 выбрал Ферстаппен для выступления в главной мировой серии гонок. Первый сезон в «Формуле-1» сложился для Макса неоднозначно: уже в дебютном заезде он сошел с дистанции из-за поломки двигателя, на Гран-при Китая у него отказала трансмиссия, а в Бахрейне полетела электрика. Положение в таблице удалось выправить в конце чемпионата-2015, а уже на следующий год голландец начал стабильно заезжать в очковую зону. В мае 2016 г. в возрасте 18 лет 228 дней Макс выиграл заезд в Испании и стал самым молодым победителем Гран-при.

    Заключение контракта с Ферстаппеном в 16-летнем возрасте привело к изменению в правилах «Формулы-1». С тех пор лицензию для участия в чемпионате выдают только при достижении совершеннолетия и получения водительского удостоверения. Кроме того, теперь для участия в «королевских гонках» нужно набрать 40 баллов в сериях, которые ниже классом — например, на этапах «Формулы-2» или в заездах NASCAR.

    $25 млн равняется зарплата Ферстаппена по новому контракту с «Ред Булл», заключенному в начале 2020 г., цифру приводит Forbes. По данным издания, с различными бонусами соглашение может приносить голландцу $42 млн в год. Среди гонщиков «Формулы-1» больше оклад только у Хэмилтона — «Мерседес» платит британцу $55 млн, с учетом бонусов его доход может доходить до $62 млн.

    Помимо зарплаты, Ферстаппен имеет несколько рекламных контрактов. Среди них соглашение с голландской сетью супермаркетов Jumbo, брендом одежды G-Star, онлайн-сервисом по продаже и аренде машин Carnext и крупнейшим оператором кабельного телевидения в Нидерландах Ziggo. После подписания нового контракта с «Ред Булл» голландец не стесняется тратить: за $10 млн он купил самолет Falcon-900EX у основателя концерна Virgin Ричарда Брэнсона, за $1,6 млн приобрел спорткар Ferrari Monza SP1, за $5,67 млн взял 37-метровую яхту «Багира».

    $50 000 — такому штрафу подвергся Ферстаппен за прикосновение к машине Хэмилтона во время уик-энда Гран-при Бразилии в ноябре. Пилот «Ред Булл» после окончания квалификации в закрытом парке решил проинспектировать регулируемое заднее антикрыло на болиде соперника и прикоснулся к этой детали, что запрещено правилами. По словам Ферстаппена, он решил лично проверить область машины Хэмилтона, чтобы убедиться, что она соответствует правилам. На этой почве между командами возник заочный конфликт.

    Это лишь последний скандал с участием голландца. Неприятные истории случаются с ним каждый сезон. Так, в 2018 г. Ферстаппен упустил лидерство на Гран-при Бразилии после столкновения с французом Эстебаном Оконом, голландец нецензурно обругал француза еще во время гонки, а после заезда несколько раз толкнул его в грудь. В октябре 2021 г. Макс пошутил, что его «лучшей покупкой» является его девушка, сразу получив обвинения в сексизме.

    На Гран-при Португалии в 2020 г. Макс разразился тирадой в адрес канадца Лэнса Стролла: «Этот гребаный парень слепой? Что с ним не так? Боже, что за дебил! Реально, что за монгол?» Оскорбление привело к жалобе на Ферстаппена в ООН (недовольство выразило правительство Монголии), к критике гонщика со стороны слепых и людей с особенностями развития. Слово «монгол» в английском языке иногда употребляется для оскорбления людей с синдромом Дауна.

    Эмоциональность — черта, которая придает образу Ферстаппена дополнительные краски. Но все-таки главными качествами Макса являются уверенность в себе и целеустремленность. Летом 2021 г. в интервью BBC голландец призналcя, что намерен закрепить за собой статус лучшего гонщика «Формулы-1» как минимум на несколько лет: «Мои амбиции — выигрывать каждую гонку, стартовать с поула каждый уик-энд и выиграть чемпионат 20 раз. Понимаю, что это звучит нереалистично. В жизни нужна удача, необходим и сильный болид. Я попытаюсь сделать все, что в моих силах, чтобы достичь целей. А там посмотрим, что будет в следующем году».