В «Формуле-1» самый захватывающий сезон за 13 лет. В 2008-м Хэмилтон выиграл титул лишь на последнем повороте

    В этот раз судьба чемпионства снова решится в заключительном заезде
    Льюис Хэмилтон после победы в «Формуле-1» в 2008 г. /Getty Images

    Сегодня в Абу-Даби (ОАЭ) состоится финальная гонка сезона-2021 в «Формуле-1». Пилот «Ред Булл» Макс Ферстаппен и представитель «Мерседеса» Льюис Хэмилтон подходят к заключительному этапу с равным количеством очков – у обоих по 369,5. Ферстаппен находится на первой строчке благодаря большему количеству побед.

    За последние десять лет на завершающем Гран-при чемпионство разыгрывалось трижды, однако впервые за 50 лет гонщики имеют равное количество очков. Кроме того, на этот раз зрителям досталась двойная интрига: до сих пор непонятен победитель в командном соревновании — Кубке конструкторов. «Ред Булл» отстает от «Мерседеса» на 28 очков и сохраняет, пусть и теоретические, шансы на успех.

    В XXI веке судьба титула и в личном, и в командном зачете решалась в заключительной гонке в 2008 г. «Ведомости. Спорт» вспоминает, как развивались события в том чемпионате.

    Дебютным для Хэмилтона был сезон 2007 г. Тогда 22-летний британец к удивлению многих за два этапа до финиша оторвался на 12 очков от испанца Фернандо Алонсо и на 17 баллов — от финна Кими Райкконена. Для оформления чемпионства Хэмилтону требовалось набрать девять очков, но он провалил Гран-при Китая и столкнулся с проблемами в болиде в финальной гонке в Бразилии. В итоге титул отошел Райкконену.

    В 2008 г. интрига закрутилась так же быстро. На первых шести Гран-при по две победы одержали представлявший «Макларен» Хэмилтон и гонщики «Феррари» Райкконен и бразилец Фелипе Масса. В личном зачете ситуация максимально обострилась после заезда в Италии — за четыре этапа до завершения сезона Масса подобрался к британскому коллеге на расстояние в один балл.

    На первом в истории Гран-при Сингапура сначала лидировал пилот «Феррари», но затем Масса провел один из худших пит-стопов в карьере: тронулся с места раньше положенного, зацепил механика и вырвал заправочный шланг, с которым доехал до конца пит-лейна. Бразилец продолжил гонку, но уйма потраченного времени и последующий штраф за небезопасный выезд с пит-стопа позволили Массе завершить гонку лишь на 13-м месте. Хэмилтон пришел к финишу третьим и упрочил лидерство в таблице за три этапа до конца.

    На Гран-при Японии британец победил в квалификации, но в самой гонке его ждала череда неудач: ошибка на торможении, неудачная атака Массы на повороте и откат в конец пелотона, в итоге — 12-я строчка. При этом бразилец шансом не воспользовался и отыграл лишь два очка. На этапе в Китае Хэмилтон исправился за прошлогодние ошибки, проведя едва ли не идеальный уикэнд — победа в квалификации, уверенное лидерство в основном заезде и заслуженное первое место.

    В финальном заезде в Бразилии для оформления звания самого молодого чемпиона в истории «Формулы-1» Льюису нужно было всего лишь попасть в пятерку. Но решающая гонка оказалась на редкость непредсказуемой.

    Только пилоты заняли места в кабинах, как начался короткий ливень, болиды пришлось переобувать в дождевые шины прямо перед стартом. На первом же круге случилась аварию, после рестарта Масса стремительно ушел в отрыв. Хэмилтон же на пит-стопе пропустил вперед Алонсо, Себастьяна Феттеля, Джанкарло Физикеллу и еще нескольких гонщиков, но в первой трети заезда все-таки смог закрепиться в пятерке.

    Такая диспозиция могла сохраняться до финиша, но за 10 кругов до окончания чемпионата дождь вернулся. Пилоты массово отправились менять шины, лишь представители «Тойоты» Ярно Трулли и Тимо Глок решили этого не делать. Глок переместился на четвертое место, Хэмилтон вернулся на трассу пятым, но на хвосте был Феттель. Будущий чемпион мира из Германии умудрился перегнать Льюиса за два круга до конца.

    «Феррари» уже готовился праздновать триумф, к тому моменту Масса финишировал первым. Но шедший четвертым Глок окончательно потерял сцепление с мокрой трассой и пропустил вперед Феттеля с Хэмилтоном в последнем повороте перед финишной прямой. Чемпионство Массы длилось 38 целых и 901 тысячную долю секунды — британский соперник все-таки оказался в пятерке и опередил его на одно очко.

    «Я умею проигрывать и умею побеждать. Это еще один день моей карьеры, из которого я извлеку уроки», — устало сказал Масса после финиша. В итоге бразилец так и не смог завоевать титул, он завершил карьеру в 2017 г. Более того, с поражением Фелипе прервалась победная серия «Феррари» — с 2007 г. эта команда не может завоевать чемпионство в личном зачете. А Кубок конструкторов, все-таки добытый в 2008 г., является для «Феррари» пока последним серьезным триумфом.

    Хэмилтон был скромен после победы: «Я очень рад, что это произошло хотя бы раз в моей карьере. Я много готовился к этому и сейчас нахожусь в одном ряду с легендарными победителями. Особенно рад, что теперь я хотя бы немного приблизился к моему кумиру – Михаэлю Шумахеру. Хотя его величие неоспоримо и неподвластно никому».

    Британец еще не знал, что впоследствии он сравняется по чемпионским титулам с выдающимся немцем. 12 декабря в Абу-Даби у Хэмилтона будет шанс завоевать рекордное восьмое чемпионство и обойти Шумахера. Но в соперниках у Льюиса будет такой же амбициозный и талантливый пилот, как и он сам в 2008 г., — Макс Ферстаппен.