Главные богачи «Формулы-1». Хозяин серии – пионер кабельного ТВ, босс чемпионов – наследник Red Bull

    Миллиардеры «королевских гонок»
    «Формула-1» принадлежит медиакорпорации Liberty Media, которой владеет американец Джон Мэлоун /Drew Angerer / Getty Images

    Сезон в «Формуле-1» входит в завершающую стадию. Гонщикам осталось провести семь из 23 этапов. Основные интриги уже разрешены – в турнире доминирует «Ред Булл». Пилот Макс Ферстаппен занимает первое место в личном зачете, опережая ближайшего преследователя (партнера по команде Серхио Переса) на 151 балл. Также австрийский коллектив лидирует с солидным запасом в Кубке конструкторов (преимущество в 308 очков над «Мерседесом»).

    Отсутствие сильной конкуренции в нынешнем сезоне не снижает интереса к «Формуле-1». Новая волна популярности турнира была запущена в 2019-м после выхода сериала Netflix под названием Drive to Survive («Драйв выживания») о закулисье «королевских гонок». За последний год доходы команд выросли в среднем с $220 млн до $380 млн, а аудитория каждой гонки в 2022-м составляла 70 млн зрителей по всему миру.

    Кроме того, впервые с 2013 г. два коллектива чемпионата мира по автогонкам – «Феррари» и «Мерседес» – вошли в топ-50 самых дорогих спортивных команд мира по версии Forbes. За общим успехом «Формулы-1» стоят конкретные фигуры. «Ведомости. Спорт» рассказывает о самых богатых персонах «королевских гонок».

    Самый богатый руководитель: хозяин «Формулы-1» Джон Мэлоун. Состояние – $10 млрд

    Джон Мэлоун – один из людей, стоявших у истоков индустрии кабельного телевидения /Drew Angerer / Getty Images

    Отец Мэлоуна работал электриком в легендарной компании General Electric и был фанатом новых технологий – оборудовал у себя дома мини-лабороторию, где среди прочего вел разработку первых телевизоров от GE. Он с детства приучил Джона к инженерному делу, что впоследствии определило его жизнь. После окончания Йельского университета Мэлоун тоже устроился в GE и вскоре дорос до руководителя Jerrold Electronics – подразделения фирмы, которое занималось продажей оборудования для кабельного телевидения. Затем будущий глава «Формулы-1» стал руководителем молодой компании Tele-Communications Inc., за 24 года сделав ее лидером рынка кабельных ТВ-провайдеров США.

    После продажи фирмы в 1998-м за $48 млрд Мэлоун остался с Liberty Media, объединявшей медиаактивы TCI. Здесь американец вновь проявил талант предпринимателя, скупив несколько небольших операторов платного телевидения – Charter Communications, Time Warner Cable и Bright House Networks. За несколько лет клиентская база Liberty Media выросла до 25 млн человек в 41 штате.

    Помимо этого, у Мэлоуна есть доли в популярных на весь мир телеканалах Discovery Channel и Eurosport. Также он является крупнейшим частным землевладельцем в США – владеет более чем 800 000 га земли, что, например, более чем в два раза превышает площадь Род-Айленда.

    Впервые в спорт Мэлоун инвестировал в 2007-м, купив бейсбольный клуб «Атланта Брейвз». Сделка по покупке «Формулы-1» велась около двух лет и завершилась в 2016-м. «Королевские гонки» стоили $8 млрд, причем $3,6 млрд медиакомпания приняла на баланс в качестве долга. К тому моменту «Формула-1» действительно была не в лучшем состоянии – аудитория чемпионата с 2008 по 2015 гг. сократилась с 600 млн до 400 млн человек. Но подход Мэлоуна и его правой руки президента Liberty Media Грега Маффеи (увеличили число этапов, начали использовать новые технологии – к примеру, VR, открылись прессе и киноиндустрии) подарил главному гоночному соревнованию новую жизнь.

    Самый богатый владелец команды: глава «Ред Булл» Марк Матешиц. Состояние – $38,3 млрд

    Марк Матешиц – самый богатый молодой миллиардер мира /picture alliance / Hasan Bratic

    В юношеские годы Дитрих Матешиц продавал моющие средства для компании Unilever, а также торговал зубной пустой. В возрасте 40 лет узнав о бизнесмене из Таиланде, который создал энергетический напиток, австриец оставил прежнюю работу и основал всемирно известную фирму Red Bull GmbH. C первых лет компания поддерживала экстремальные виды спорта, в 2004-м зашла в «Формулу-1», через пару лет получила еще одну команду в «королевских гонках» («Торо Россо», ныне – «Альфа Таури»), а затем создала футбольную империю из нескольких клубов по всему миру.

    В октября 2022-го Дитрих умер от рака, дела (49% акций Red Bull) и состояние принял его 30-летний сын Марк, автоматически ставший самым богатым молодым миллиардером мира. Вскоре после смерти отца Марк представил новую систему ведения дел в «Ред Булле». Основным органом стал управляющий совет из трех человек, включающий топ-менеджеров холдинга Red Bull: генерального директора Франца Вацлавика, финансового директора Александра Кирхмайера и генерального директора по корпоративным проектам и инвестициям Оливера Минцлаффа.

    Сам Марк в совет не вошел, хотя не отрицает, что без его ведома основные решения в «Ред Булле» не принимаются. Кстати, Матешиц – вовсе не золотой мальчик. В молодости он отказывался носить фамилию отца и держался подальше от прессы. А первые большие деньги австриец заработал сам, основав компанию по производству напитков Thalheimer Heilwasser GmbH, которая создает пиво и лимонад из воды одного из старейших источников Австрии.

    Самый богатый гонщик: пилот «Астон Мартин» Лэнс Стролл. Состояние его отца Лоренса – $3,7 млрд

    Пока Лэнс Стролл не поднимался в личном зачете «Формулы-1» выше 11-го места /IMAGO / HOCH ZWEI

    «Астон Мартин» дебютировал в «Формуле-1» в 1957-м, но уже спустя три года свернул гоночную программу и надолго ушел из числа участников турнира. В 2010-х автопроизводитель вернулся в «Ф-1» в качестве спонсора «Ред Булла» и производителя моторов для команды «Форс Индиа». Вскоре коллектив индийского бизнесмена Виджая Малльи оказался в глубоком финансовом кризисе. Ситуацией воспользовалась группа инвесторов во главе с миллиардером Лоренсом Строллом, который разбогател на инвестициях в модные бренды Pierre Cardin, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger и др. Стролл закрыл долги, накопленные Малльей, и стал полноправным владельцем франшизы, переименовав ее в «Рэйсинг Поинт». 

    В апреле 2020-го Стролл купил за 182 млн фунтов 16,7% акций «Астон Мартин» и его назначили новым исполнительным председателем совета директоров британского автопроизводителя. Вскоре «Рэйсинг Поинт» прошла реорганизацию и к 2021-му в «Формуле-1» появилась команда «Астон Мартин». «Как и в случае с любым другим бизнесом, которым я владею, моя цель – побеждать, – заявлял Стролл в интервью The New York Times. Миллиардер пообещал вложить в команду до $200 млн. После прихода канадца штат «Астон Мартин» вырос с 400 сотрудников до 800. Кроме того, коллектив увел ряд именитых инженеров топ-команд.

    Любовь отца к гонкам (Лоренс выступал в любительских командах) унаследовал его сын Лэнс. По юниорам он соревновался в академии «Феррари», а карьеру в «Формуле-1» начал в «Уильямс». Конечно, не без участия отца – на деньги Стролла-старшего «Уильямс» привозил старые болиды на трассы по всему миру, чтобы сын мог побыстрее выучить особенности автодромов. Впрочем, команда не показывала высоких результатов, поэтому после сделки по «Астон Мартин» Лоренс Стролл отправил сына в новый коллектив. В нынешнем сезоне Лэнс является вторым пилотом «Астон Мартин» после ветерана Фернандо Алонсо, занимая девятое место в личном зачете.

    Самый богатый шеф команды: глава «Мерседеса» Тото Вольфф. Состояние – $1,6 млрд

    Тото Вольфф славится как техническими, так и организаторскими навыками /Wikimedia

    Австрийского функционера знают как одного из авторов успехов «Мерседеса» во второй половине 2010-х. Но до этого он прошел большой путь. В 17 лет Тото впервые оказался на автодроме — приехал поболеть за приятеля, который участвовал в гонках. Вольфф раньше не видел гонок, но влюбился в этот вид спорта с первого взгляда и навсегда. 

    Когда выяснилось, что больших успехов в автоспорте Тото ждать не приходится, он начал изучать экономику и поступил в Венский университет. Правда, быстро бросил учебу – в 1998-м основал венчурную компанию Marchfifteen, которая вкладывалась в интернет-компании. Заработав первые серьезные деньги, Тото начал инвестировать в промышленные фирмы, а затем добрался и до любимого автобизнеса. В середине 2000-х австриец приобрел 50% акций HWA, отвечающей за тюнинг в «Мерседес», а также за участие компании в кузовном гоночном чемпионате DTM.

    Параллельно Вольфф приобрел долю в «Уильямс» и основал компанию, продвигавшую молодых пилотов. Благодаря Вольффу в «Формуле-1» оказался, например, финн Валттери Боттас – от его зарплаты в «Мерседесе» Вольфф получал процент. Интересно, что австриец на время сам возвращался в автоспорт как пилот и даже добился успехов – выиграл шестичасовые гонки в Австрии, Италии и Чехии на автомобилях класса GT. Но основное время Вольффа все равно занимает работа в боксе «Мерседеса» – без него немецкий концерн не смог бы создать эффективный болид.

    Самый богатый спонсор: семья Карлоса Слима. Состояние – $93,9 млрд

    Карлос Слим-младший помог вернуть в календарь «Формулы-1» Гран-при Мексики /EPA

    33-летний Серхио Перес – один из самых опытных пилотов «Формулы-1» прямо сейчас. На протяжении последних 17 лет его поддерживает влиятельная семья из Латинской Америки. Карлос Слим основал крупнейшую в регионе телекоммуникационную компанию América Móvil. Он также владеет долями в мексиканских фирмах, занимающихся строительством, производством потребительских товаров, горнодобывающей промышленностью и недвижимостью. Forbes регулярно включает бизнесмена в список 15 богатейших людей мира.

    Сын 84-летнего Слима – Карлос-младший – с детства является большим любителем автоспорта. Именно он обеспечивал Пересу крупные рекламные контракты. Одна из контролируемых семьей компаний, Telmex, была спонсором мексиканца с его выступлений в младших гоночных сериях в США и продолжила играть эту роль, когда спортсмен пришел в «Ф-1». Среди прочего Слим-младший пролоббировал соглашение Claro (южноамериканское подразделение América Móvil с годовой выручкой в $50 млрд) и «Ред Булл» – логотип компании появился на ливрее болида.

    Также Карлос Слим-младший входит в Сенат Международной автомобильной федерации (FIA) – орган, который руководит всем автоспортом. С его подачи в 2015-м FIA вернула в календарь Гран-при Мексики. Помимо этого, бизнесмен размышлял над приобретением команды «Заубер», выступавшей в «Формуле-1» до 2018-го. Но задумку так и не осуществил.