Близкие родственники, экс-чемпион и крупные агентства: кто устраивает карьеры пилотов «Формулы-1»

    У Хэмилтона менеджер из мира шоу-бизнеса и благотворительности
    Благодаря работе агентов Фелипе Масса зарабатывал больше некоторых топовых представителей королевских гонок /Zuma / TASS

    Менеджеры гонщиков «Формулы-1» обычно не получают достаточного внимания – их не показывают во время трансляций и редко ловят фотографы на Гран-при. Между тем, они фактически решают судьбы гонщиков. Коммуникация с нынешней командой и поиск новой, обсуждение финансовых деталей контракта и переговоры со спонсорами, контроль за расписанием и подбор необходимых специалистов (физиотерапевта, тренера, врача и т.д.) – все это зона ответственности личных менеджеров/агентов пилотов. «Ведомости. Спорт» разбирается, кто эти люди и как они выстраивают карьеры своих клиентов. 

    Дружба (и семья) дороже денег

    Некоторые гонщики доверяют вести свои дела крупным агентствам. Например, 34-летний австралиец Даниэль Риккардо («Альфа Таури») подписан с CAA Sports, которое работает с голливудскими звездами и игроками Английской премьер-лиги. Правда, уже после начала сотрудничества он по итогам сезона-2022 потерял место в «Макларене», но в результате переговоров менеджеров агентства с командой ему выплатили огромные отступные в $18 млн. Кроме того, Риккардо стал амбассадором одной из крупнейших телекоммуникационных компаний Австралии Singtel Optus и заключил соглашение с криптобиржей OKX.

    Но не все пилоты выбирают раскрученных агентов. К примеру, карьерой семикратного чемпиона мира Льюиса Хэмилтона («Мерседес») с первых лет и до 2010 г. занимался его отец. Но, по недавнему признанию гонщика в подкасте On Purpose, со временем он устал от рабочих отношений в семье: «Думаю, ему [отцу] было трудно проявить любовь ко мне. Иногда тебе просто хочется, чтобы твой папа обнял тебя». Сейчас делами Хэмилтона занимается Пенни Тоу – основательница консалтингового агентства Copper, которое специализируется на индустрии развлечений, медиа и филантропии. До этого она работала в компании SB Projects продюсера Джастина Бибера и Арианы Гранде Скутера Брауна, помогала в организации благотворительных мероприятий. В сотрудничестве с Хэмилтон Тоу поначалу занималась его бизнесом – гоночной командой Х44, которая участвует в чемпионате Extreme E, а также благотворительными проектами Mission 44 и Project 44, направленными на устранение социального неравенства. 

    Пенни Тоу /David Davies / PA Images via Getty Images

    Именно Пенни сыграла главную роль в переговорах Льюиса по новому контракту с «Мерседесом». Благодаря ей гонщику и главе команды Тото Вольфу удалось сохранить дружеские отношения. «Мы избегаем говорить друг с другом о деньгах, но мы оба общаемся на этот счет с Пенни», – делился Тото в интервью ESPN. Дискуссия по новому контракту продолжалась восемь месяцев – обсуждали в основном дополнительные требования гонщика, но в итоге Хэмилтон получил, по информации The Telegraph, соглашение до 2025 г. на 100 млн фунтов. Это сделает его самым высокооплачиваемым пилотом «Ф-1», пока британец уступает лишь Максу Ферстаппену — $55 млн в год.

    Менеджер по наследству

    Действующий чемпион мира Макс Ферстаппен («Ред Булл») получил своего агента буквально по наследству: в 1990-х Раймонд Вермюлен был помощником Хууба Ротенгаттера, агента отца Макса – пилота «Ф-1» Йоса Ферстаппена. Постепенно Раймонд стал близким другом семьи, а в 2012 г. – менеджером Макса. «Предложения от других гонщиков? Нет. Я четко осознаю, что продолжу работать исключительно с Максом. К тому же, на другие дела у меня нет ни времени, ни сил. Макс для меня не чужой человек, он как член семьи, как друг», – говорил агент в интервью Formule1.nl. 

    Раймонд Вермюлен /IMAGO / PanoramiC

    За делами Ферстаппена Вермюлен следит очень внимательно – так, в 2018 г. группа De Kloomp, выступающая на карнавалах и записавшая для этого песню с названием Max Verstappe, немедленно получила письменную претензию за неправомерное использование имени гонщика. В итоге песня пропала с YouTube, хотя член группы сообщал, что они не получают денег за песни и выступления.

    Другое дело против голландского онлайн-супермаркета Picnic, который использовал двойника Ферстаппена в рекламе, длилось шесть лет и даже дошло до Верховного суда – но сторона гонщика в итоге выиграла, и теперь им обязаны выплатить 350 млн евро компенсации. Сейчас в копилке гонщика шестилетний контракт с нидерландской пивоваренной компанией Heineken, соглашения с сервисом потокового видео Viaplay и разработчиком видеоигр EA Sports. По подсчетам Forbes, спонсоры приносят Ферстаппену $4 млн в год.

    Свой среди чужих

    В 2022 г. двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо решил попробовать себя в  новой роли – менеджера. Вместе с личным агентом Альберто Фернандесом и еще одним менеджером Альбертом Ресклоса он создал А14 Management (14 – постоянный номер пилота в «Ф-1). «Не могу дождаться, чтобы поделиться нашим опытом с талантами, которые присоединятся к проекту, и таким образом дать им возможность осуществить свои мечты», – делился Алонсо в соцсетях.

    Фернандо Алонсо /Zuma / TASS

    Правда, проект больше напоминает программы поддержки при командах «Ф-1» – создатели ориентированы на поиск молодых пилотов в картинге и низших «Формулах», которым готовы помочь финансово и с физподготовкой. Сейчас у агентства подписаны контракты с семью пилотами. И, например, проект уже помог 16-летнему болгарскому гонщику Николе Цолову, который сейчас выступает в «Формуле-3». Еще до создания агентства, в 2019-м, Алонсо заинтересовался успехами мальчика и пригласил его потренироваться на свой картинговый трек. В 2021-м Алонсо в одной команде с 14-летним Цоловым проехал с 24-х часовую гонку на картах Dubai Kartdrome Endurance Championshiр. В 2022 г. Цолов не без помощи Алонсо попал в программу поддержки «Альпин» (бывшая команда Фернандо в «Ф-1») и сейчас проводит свой первый сезон в «Формуле-3».

    Инвестиции из своего кармана

    Иногда менеджеры сами могут выступать спонсорами. Николя Тодт, сын бывшего руководителя команды «Ф-1» «Феррари» и президента Международной спортивной организации (FIA) Жана Тотда, лично инвестирует в развитие гонщиков. Свой путь в мир спортивного менеджмента Тодт начал по ходу учебы в Тулузской бизнес-школе, когда полгода стажировался в крупнейшем спортивном агентстве IMG. В 2003 г. он открыл свое агентство All Road Management и тут же подписал бразильца Фелипе Массу – на тот момент гонщик уже провел сезон в «Заубере», но потерял по его итогам место в гоночной серии. В 2004 г. усилиями Тодта Масса вернулся в прежнюю команду, а в 2006-м перешел в «Феррари», где остался на восемь лет. Менеджер смог договориться и о солидной зарплате – например, в 2010 г. Масса получал $16 млн (больше было только у Алонсо и Хэмилтона). Кстати, в момент подписания контракта с Массой итальянской командой руководил Жан Тодт. 

    Николя Тодт /Zuma / TASS

    В 2004 г. Николя Тодт вместе с Фредериком Вассером (тогда – основатель команды ASM в «Формуле-3», сейчас – руководитель «Феррари» в «Ф-1») стал совладельцем ART Grand Prix, которая соревнуется в младших «Формулах». Через ART прошло огромное количество пилотов – среди них чемпионы мира Льюис Хэмилтон, Нико Росберг и Себастьян Феттель, а также российские гонщики Сергей Сироткин и Никита Мазепин. В 2006 г. агентство Тодта подписало контракт с французом Жюлем Бьянки, сделав его пилотом ART Grand Prix в «Ф-3» и «Ф-2». В 2009-м благодаря стараниям агента Жюль подписал долгосрочный контракт с «Феррари» и попал в их академию. Тогда Тодт убедил итальянскую команду позволить гонщику провести тестовые заезды (один день обходится от 10 000 евро), где он смог показать себя.

    Спасение карьер

    Вероятно, если бы не Николя и Жюль, иначе сложилась бы судьба нынешнего пилота «Феррари» Шарля Леклера. Его спортивная карьера могла завершиться еще в 2011 г. Тогда будущий гонщик «Ф-1» соревновался в картинге, и у его отца не хватало денег на поддержку сына. Жюль Бьянки, который был с детства знаком с Леклером, попросил своего менеджера финансово поддержать молодого пилота. По собственному признанию, Тодт не хотел подписывать Шарля: «Я решил помочь ему больше из дружеских соображений, чтобы угодить Жюлю». Агент дал Леклеру год, после которого согласился продвигать пилота и дальше. По сценарию с Бьянки Тодт устроил нового клиента в гоночную академию «Феррари», в ART на время выступлений в «Формуле-3» и затем, уже в «Формуле-2», в «Према» (одна из самых дорогих команд – год назад сезон в ней обходился в 2 млн евро).

    С 2018 г. с агентством Тодта сотрудничает и российский гонщик Даниил Квят. Николя подписал пилота в момент, когда по итогам сезона-2017 он потерял место в «Формуле-1» и был исключен из программы гонщиков «Ред Булл». Хельмут Марко, консультант австрийской команды, даже заявлял, что больше не видит Даниила в командах концерна: «Квят больше не вернется. Мы считаем, что ему не удастся исправиться в долгосрочной перспективе». Но за дело взялся Тодт – и уже в 2019 г. гонщик вернулся в команду еще на два сезона. «Я очень хочу помочь такому таланту, как он [Даниил]. На мой взгляд, у него есть незаконченные дела в «Формуле-1»», – говорил тогда Николя. 

    Даниил Квят /IMAGO / PanoramiC

    Сейчас Квят выступает под итальянской лицензией, а Тодт продолжает искать для него варианты. В 2022 г. Даниил соревновался в американской серии NASCAR. Там он трижды стартовал в высшем дивизионе NASCAR Cup Series, где не поднимался выше 36-го места и один раз в серии пониже, NASCAR Xfinity Series – там стал 15-м. В этом году Квят участвует в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) за команду «Према». Помимо этого, Даниил тестирует прототип «Ламборгини», который должен присоединиться к WEC в 2024 г. вместе с российским пилотом. На будущее присматривают и «Формулу-Е» – Квят уже провел две тестовых сессии для команды NIO 333, хотя там и не обещают появление российского гонщика в числе боевых пилотов.