Угадай мелодию: как музыка стала важной частью фигурного катания
Из-за проблем с авторскими правами Гуменник заменил саундтрек к короткой программеОдной из главных тем олимпийского турнира фигуристов стала музыка: у некоторых участников возникли проблемы с авторскими правами на композиции, используемые в выступлениях. К примеру, только огласка в СМИ и содействие одного из исполнителей помогли испанцу Томасу-Льоренсу Гуарино Сабате отстоять саундтрек к своей короткой программе – из мультфильма про «миньонов», хотя фигурист изначально проверил легальность ее использования через систему ClicknClear от Международного союза конькобежцев (ISU) и благополучно катал под нее весь сезон. Петру Гуменнику накануне старта Игр пришел запрет от правообладетелей музыки к фильму «Парфюмер» – теперь короткую программу россиянин будет исполнять под Waltz 1805 Эдгара Акопяна. Американка Эмбер Гленн получила претензии от авторов композиции, на которую поставлена ее произвольная, уже после того, как стала в Милане олимпийской чемпионкой в команде. А чешский дуэт Катержины Мразковой/Даниэля Мразека решил обезопасить себя от потенциальных споров о правах и еще в начале сезона взял для ритм-танца трек, созданный нейросетью в стиле Bon Jovi.
Слову быть
«Это сложный вопрос, потому что в музыкальной индустрии нет единой платформы для согласования прав, а их существует множество категорий (исполнение в общественном месте, в телетрансляции, использование в качестве основы для хореографии и т.д. – «Ведомости. Спорт»), – комментировал ситуацию с лицензиями в 2025 г. генеральный директор ISU Колин Смит. – Я общался с одной из крупных музыкальных компаний, и они полностью согласны, что нет упрощенного процесса, и полны решимости помочь нам его найти».
Тема лицензирования музыки в фигурном катании возникла относительно недавно. До сезона 2014/15 только танцевальные пары могли использовать композиции с вокалом (с сезона 1997/98), которые и вызывают самые большие сложности: нужно получить права и у исполнителя, и у звукозаписывающей компании, и у авторов текста и музыки – на случай, если все права не были переданы кому-то одному.
До корректировки правил приоритетом для фигуристов оставалась классическая музыка. В основном она является общественным достоянием (переходит туда через 70 лет после смерти автора) и не требует специального лицензирования. Разрешить использовать музыку со словами ISU решили еще в 2012 г., в том числе чтобы привлечь более обширную аудиторию. Но если на Олимпиаде-2014 в Сочи еще действовал запрет на вокальные композиции, то на Играх 2018 г. девять из 12 призеров использовали саундтрек с голосом, а в 2022-м – уже 11 из 12.
Хит-парад
После Олимпиады-2022 группа Heavy Young Heathens подала иск на американскую пару Алекса Книрим и Брэндон Фрейзер (золото в командных соревнованиях и 6-е место в парном турнире) за незаконное использование песни House of the Rising Sun. Под раздачу попали и Федерация фигурного катания США, и канал NBC, где транслировались Игры. Дело удалось уладить в досудебном порядке, но, по данным The Guardian, только благодаря солидной компенсации (около $1,4 млн).
В нынешнем сезоне у танцевальных пар тема ритм-танца – хиты 1990-х гг., что подразумевает вокальные композиции: лидеры катают под Vogue Мадонны, попурри песен Spice Girls и Ленни Кравица.
Хотя некоторые специалисты остаются защитниками классики. «Во многих поп-музыкальных произведениях нет большого разнообразия ни в мелодии, ни в гармонии, – считает Джо Инман, который судил фигурное катание на Олимпиадах и профессионально играл в оркестре. – Часто используется всего несколько аккордов, и мелодии, как правило, не содержат больших скачков, которые способствуют созданию драматизма».
Первые музыкальные шаги
Сейчас представить фигурное катание без музыки невозможно. Даже система оценок (в категории «компоненты») учитывает интерпретацию музыки, использование музыкальных акцентов и соответствие ритму. А в период зарождения фигурного катания как вида спорта музыка была (и то не всегда) лишь фоновым сопровождением – больше для зрителей – как сейчас на любительских катках.
Интеграции музыки в строгую техническую дисциплину способствовал американец Джексон Хейнс. На родине его танцевальный, даже балетный стиль фигурного катания не приняли, но в Европе, куда он отправился в 1860-х, он стал звездой показательных шоу, а позже открыл свою школу. «Его манера катания, совершенно исключительная по красоте и естественной легкости, ритму и музыкальности движений, развивалась самобытно... Влияние его искусства было колоссально», – писал позже первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин.
Ледовый оркестр
Первые десятилетия XX в. целенаправленное использование музыки в программах было скорее исключением, чем правилом. На катках часто играли военные оркестры, исполняя различные марши и вальсы. Так, в книге Ирвинга Брокоу 1910 г. «Искусство катания на коньках» среди подходящих для фигурного катания сопровождений значились вальсы Иоганна Штрауса, игривая музыка для двухшаговых танцев, шведской мазурки и русской польки.
На чемпионате мира 1911 г. фурор произвела венгерская фигуристка Лили Кронбергер (на тот момент она уже была трехкратной чемпионкой мира), арендовав оркестр для музыкального сопровождения ее произвольной программы. Лили была из богатой еврейской семьи, так что могла спокойно позволить себе такую роскошь. Для синхронизации движений с мелодией она даже специально сотрудничала с композитором Золтаном Кодаем.
«В то время музыкальное сопровождение уже присутствовало на соревнованиях, но казалось слишком утомительным подстраивать все движения под музыку, – вспоминала позже Лили. – Чаще всего сначала включали вальс, но, когда дело доходило до прыжков, упражнения завершали без музыки. А я стала тренироваться под граммофон, от первого до последнего аккорда синхронизируя движения с музыкой».
Смена пластинки
В середине 1930-х гг. некоторые фигуристы стали привозить на соревнования пластинки с записанной музыкой, что иногда приводило к «ошибкам» при воспроизведении. Так, на Играх-1936 Сесилии Колледж, которая шла второй после исполнения обязательных фигур, во время проката произвольной программы включили чужую музыку. Ходили слухи, что этому посодействовала на тот момент уже двукратная олимпийская чемпионка норвежка Соня Хени. Якобы ее задело, что 15-летняя Колледж слишком близко подобралась к ней по очкам, а уступать очередное олимпийское золото опытная норвежка не собиралась. В итоге произвольную программу, как и весь турнир, Хени выиграла.
Важным моментом в узаконивании музыки как важного элемента фигурного катания стало изменение правил в 1959 г. Теперь в произвольных программах отдельно оценивалось техническое исполнение, отдельно – художественное впечатлене. При этом судьи должны были учитывать и «соответствие выбранной музыке».
Неумирающая классика
«Вероятно, лучшей формой музыки для произвольной программы является опера», – писали в 1965 г. в журнале Skating, посвященном фигурном катанию. И отмечали классические композиции романтического периода (1820–1890-х гг.) – Джузеппе Верди, Петра Чайковского и Эдварда Грига. Это подтверждается и статистикой использования композиций победителями Олимпиад. Лидером (шесть победителей в разных дисциплинах) является опера «Кармен»: под нее свои программы катали, например, Аделина Сотникова в 2014 г., Татьяна Навка/Роман Костомаров в 2006 г.; а всего за историю Игр ее использовали более 50 фигуристов. В топ-3 любимых фигуристами композиторов, помимо автора «Кармен» Жоржа Бизе, значатся Чайковский (чаще всего «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и Сергей Рахманинов. Все трое – яркие представители музыкального романтизма. На Играх-2026 под второй концерт Рахманинова поставлена программа канадца Стивена Гоголева.
Битва «Кармен»
Во времена холодной войны выбор музыки для программ играл важную роль в идеологической борьбе между представителями стран разных блоков. Так, в исследовании «Музыка и политика в фигурном катании» Университета Западной Виргинии говорится о том, что доминирование классики было связано со стремлением выглядеть культурно. Именно поэтому, по мнению авторов, американские фигуристы избегали джаза, несмотря на его популярность в США.
Именно тогда на Играх-1988 в женском одиночном катании произошла так называемая «битва Кармен» – между американкой Деби Томас и представительницей Восточной Германии Катариной Витт. После двух дисциплин (обязательных фигур и короткой программы) Томас опережала Витт лишь на несколько десятых. Несмотря на то, что в произвольной спортсменки катались под одну музыкальную тему, передача образа «Кармен» отличалась кардинально. Героиня Томас была нежной, сдержанной, более балетной, в то время как Витт делала акцент на сексуальность: красное платье с глубокими вырезами на груди и спине, контрастная помада, резкие атлетичные движения. И если по технической оценке Витт, которая откатала программу чище, не получила большого преимущества, то по артистическому впечатлению превзошла соперницу: семь из девяти судей поставили немке 5,9 (при максимальных тогда 6,0), а Томас – преимущественно 5,7.
Но даже сейчас, когда выбор музыки для фигуристов не ограничен ничем (кроме авторских прав), случаются совпадения композиций по ходу сезона. На Олимпиаде-2026 в ритм-танце несколько дуэтов используют хит 1991 г. I’m too sexy и попурри песен Рики Мартина.