«Барселона» латает дыры. Аудит выявил новые долги, клубу срочно нужен титульный спонсор
Сервис Spotify – вероятный вариант, но не единственныйНа днях «Барселона» объявила, что аудит деятельности администрации экс-президента клуба Жозепа Бартомеу завершен. О его результатах нынешний руководитель Жоан Лапорта объявил на пресс-конференции, где присутствовали также вице-президент по экономическим вопросам Эдуард Ромеу и адвокат Жорди Кампанер.
Проверка компании Deloitte выявила сомнительные операции, затем их детально изучало агентство Kroll. Результаты оказались шокирующими: необоснованные платежи, платежи под ложным предлогом, немотивированные выплаты и долги, в разы превышающие озвученную ранее цифру в 400 млн евро. «Барселона» передала данные в прокуратуру, заявил Лапорта.
След Бартомеу. Потери от управления больше, чем от пандемии
Кампанер заявил, что у клуба не оставалось вариантов, кроме как обратиться в правоохранительные органы: «Речь идет о миллионных суммах. Платежи брокерам не обоснованы, отсутствуют или намного выше, чем обычно. Встречаются агентские комиссии в 33%, когда нормальная ставка составляет 5%».
Кроме того, вскрылось, что некая юридическая фирма получила 1,7 млн евро за «простое соглашение» и еще 7 млн евро – за подписание игрока. Обнаружили и пустые платежи: на юристов были потрачены миллионы, при этом никаких услуг ими оказано не было. Плюс фальсификация бухгалтерских документов, преднамеренное искажение данных отчетности, завышение цен на игроков для искусственной прибыли, незаконные компенсационные выплаты за молодых игроков в размере 15 млн евро.
«В уголовном праве всему этому есть название – экономическое преступление», – объяснил Кампанер.
Юрист «Барселоны» рассказал и о том, что из бюджета клуба тратились средства на подкуп журналистов. Зимой 2020 г. испанские СМИ сообщали, что Бартомеу нанял компанию для PR-поддержки президента. «Предыдущее руководство покупало молчание прессы и платило за отсутствие критики, – сказал Кампанер. – Некоторым заплатили 1,7 млн евро, чтобы они молчали».
По словам Лапорты, в изученной документации «существовал единый стиль действий, направленный на уход от юридического надзора». Президент «Барселоны» заявил, что образовавшаяся дыра в бюджете прошла мимо должностных лиц, которые потенциально могли заинтересоваться таким положением дел.
Ромеу рассказал, что фонд заработной платы в «Барселоне» был на 40% выше, чем у конкурентов, при этом на данный момент сумма отложенных выплат составляет 389 млн евро.
«С тех пор, как мы пришли в клуб, мы чувствовали, что ситуация непростая: у нас был огромный долг и отсутствие денег, чтобы платить игрокам, – сказал он. – Давайте я вам чуть объясню: Бартомеу сказал, что «Барселона» должна полмиллиарда евро. Но правда в том, что мы нашли долг в 1,35 млрд евро. За последние два сезона мы потеряли 600 млн евро, из которых только 135 млн – из-за коронавируса. Кроме того, за семь лет не было проведено ни одного технического обслуживания стадионов и базы».
Команда, сменившая Бартомеу, начала с того, что преобразовала краткосрочный долг в долгосрочный, а также начала работу над сокращениями зарплат игроков. За 10 месяцев клубу удалось сэкономить 159 млн евро, и оптимизация зарплатной ведомости продолжится: «Барселона» хочет соответствовать стандартам и достичь максимума в 65%.
Сейчас клуб активно ищет спонсоров, ведь перед Лапортой стоит цель вывести «Барсу» из кризиса и добиться лучших показателей за два года. И президент убежден, что ему удастся это сделать.
На музыкальной волне. Потенциальный спонсор «Барсы» – Spotify
Еще с прошлого года ключевой задачей для клуба является поиск титульного спонсора. Соглашение с японской компанией Rakuten, логотип которой украшал игровую форму «Барселоны» с 2017 г. (контракт подписали в 2016 г.), заканчивается летом. В 2021 г. компания согласилась продлить контракт всего на год, снизив сумму выплат с 55 млн до 30 млн евро. Тогда переговоры осложняли слухи о возможном уходе Лионеля Месси.
«Rakuten начала сотрудничество с «Барсой» во времена трио Месси – Суарес – Неймар, – говорил в интервью EFE Чинто Айрам, бывший консультант экс-президента «Барселоны» Жозепа Бартомеу. – С коммерческой точки зрения сделка – бомба, но теперь клуб пытается переподписать соглашение уже без двух своих звезд и с сомнениями, что Месси вообще останется».
Окончательную точку в переговорах поставил скандальный ролик Усмана Дембеле и Антуана Гризманна (тогда оба играли в «Барсе», сейчас Гризманн выступает за «Атлетико»), где они комментируют действия азиатских работников, которые чинят телевизор. «На все эти уродливые лица мы смотрим лишь ради того, чтобы ты смог поиграть в Pro Evolution Soccer. Тебе не стыдно?» – обращается на видео Дембеле к Гризманну, а тот в ответ смеется.
Компания Rakuten заявила, что такие действия не приемлемы и отправила формальный протест в клуб. Неосторожная выходка игроков и приближавшийся уход Месси не оставили никаких шансов на продолжение сотрудничества.
Лапорта активизировал поиски спонсоров. По информации Mundo Deportivo, «Барса» ищет партнера, который готов платить не меньше 50-60 млн евро в год. Издание сообщает, что клуб контактировал с несколькими компаниями, но больше всего в сделке заинтересован стриминговый сервис Spotify. Он позволяет легально слушать музыку, аудиокниги и подкасты без скачивания в память устройства.
Для Spotify сотрудничество с «Барсой» привлекательно как минимум по двум причинам. Во-первых, основатель сервиса шведский миллиардер Даниэль Эк – фанат футбола. Он не раз признавался в интервью, что болеет за лондонский «Арсенал», и даже выражал желание купить клуб: «Если Кронке (Стэн, американский миллиардер – «Ведомости. Спорт») захочет продать «Арсенал», то я с удовольствием поучаствую в торгах».
Но дальше поста в Twitter дело не продвинулось – владелец «Арсенала» отказался вести переговоры. А пока шведский бизнесмен много инвестирует в другие отрасли: например, в искусственный интеллект – в ноябре 2021 г. он вложил 100 млн евро в ИИ-стартап в сфере обороны Helsing. По словам Эка, ему также интересны здравоохранение, машинное обучение, образование и биотехнологии.
Вторая причина, почему Spotify заинтересован в сотрудничестве с «Барселоной», – это сильный бренд клуба и внушительная база болельщиков по всему миру. Спонсорское соглашение может привлечь еще больше слушателей в сервис, который постепенно захватывает рынок аудиостриминга. По данным издания MIDiA Research, Spotify принадлежит порядка 30% музыкального рынка, тогда как Apple Music в два раза меньше – 15%. Cогласно отчетности за третий квартал 2021 г., число активных пользователей Spotify составило 381 млн, а прибыль составила 2 млн евро при выручке в 2,5 млрд евро. Отчет показал, что компания начинает стабильно приносить доход за счет роста рекламы, которая выросла на 75% в годовом исчислении. В течение многих лет валовая прибыль колебалась в районе 25%, но выросла до 26,7% за квартал, что почти на два процентных пункта больше, чем в 2020 г.
По сообщениям испанских СМИ, стороны находятся в стадии активных переговоров, но руководство клуба продолжает поиск потенциального титульного спонсора и уже совершило несколько рабочих поездок в США.