«Барселона» ищет спонсора. Клуб хочет много денег и компанию с репутацией

    Сколько стоит «Барса» без Месси?
    Футболисты «Барселоны» /TASS

    Перед началом пандемии «Барселона» стала первым клубом в мировом спорте, годовой доход которого превысил 1 млрд евро. Сейчас совокупный объем задолженностей «Барсы» составляет около 1,01 млрд евро, а большую их часть нужно погасить в краткосрочной перспективе. К этой проблеме добавляется скорый уход нескольких спонсоров, в том числе титульного – Rakuten. Контракт с японским гигантом электронной коммерции истекает после сезона 2021/22, а представители компании уже заявили, что не намерены продлевать сотрудничество.

    Жизнь в долг

    В октябре «Барселона» опубликовала полный финансовый отчет об итогах сезона 2020/21. Операционные доходы клуба вместо заложенных в бюджет 828 млн евро составили 631 млн, что на 26% меньше по сравнению с прошлым финансовым годом. Расходы же, наоборот, увеличились с 955 млн евро до 1,136 млрд (рост на 19%), что стало рекордом в истории клуба. Чистый убыток после уплаты налогов составил 481 млн евро – это привело к отрицательному сальдо в 451 млн евро на момент закрытия финансовой отчетности в июне 2021 г.

    Чистый долг удалось снизить с 680 млн до 558 млн евро за счет привлеченных средств на развитие Espai Barça (проект реконструкции стадиона «Камп Ноу» и прилегающей к нему территории) и других внеплановых инвестиций. При этом EBITDA равна 98 млн евро, поэтому соотношение Net debt к этому показателю значительно превышает коэффициент, установленный в качестве рекомендованного (5,6 вместо 2). Задолженность «Барселоны» перед банками составляет 533 млн евро.

    Клуб прогнозирует, что в текущем финансовом году за счет сокращения фонда оплаты труда на 31% удастся снизить расходы до 784 млн евро, а доходы увеличить на 21% – до 765 млн евро. Если поставленных задач удастся добиться, то год закончится с убытком всего в 19 млн евро.

    Недовольные японцы

    Финансовое положение «Барселоны» сильно пошатнул уход Месси: президент клуба Жоан Лапорта говорил, что аргентинец приносил 30% доходов сине-гранатовых, то есть около 200 млн евро. Сказывается его отсутствие и на партнерах – Rakuten, который был титульным спонсором клуба с 2017 г., уже в прошлом году, когда Месси впервые заговорил об уходе, согласился продлить соглашение всего на год с понижением выплат с 55 млн евро до 30 млн.

    «Я даже не уверен, что этот контракт стоит и 30 млн, – говорил летом 2020 г. в интервью EFE Чинто Айрам, бывший консультант экс-президента «Барселоны» Жозепа Бартомеу. – Rakuten начала сотрудничество с «Барсой» во времена трио Месси – Суарес – Неймар. С коммерческой точки зрения сделка – бомба, но теперь клуб пытается переподписать соглашение уже без двух своих звезд и с сомнениями, что Месси вообще останется. Поиск нового спонсора будет большой проблемой, особенно если клуб будет считать, что клиентом является «Барса», а не спонсор».

    Rakuten остался недоволен руководством клуба и считает, что компания не получила той ценности, на которую была рассчитана их спонсорская поддержка, а с уходом Месси на большее и вовсе не стоит рассчитывать. Айрам признал эту проблему: «Я спрашиваю своих студентов, кто является главным спонсором «Барселоны», и 95% отвечает – Rakuten. Но только 5% знает, что это за компания. Если за четыре года партнерства люди так и не узнали, кто спонсирует клуб, это проблема для компании».

    Поскольку «Барса» стремится к увеличению доходов и изменению тяжелого финансового положения, поиск титульного спонсора сейчас является ключевой задачей. При этом клуб не согласен на сделку стоимостью менее 55 млн евро.

    «Мы смотрим не на текущую стоимость, а на предпандемическую, – сказал экономический вице-президент клуба Эдуард Ромеу TV3. – Тот, кто хочет, чтобы название его компании украшало нашу форму, должен будет хорошо заплатить».

    Еще один партнер, который уйдет от «Барсы» в конце этого сезона, – турецкий бренд электроники Beko. Компания является титульным спонсором тренировочных комплектов (а раньше еще и появлялась на рукавах игровой формы) за 19 млн евро в год. Этой зимой она соглашение с клубом продлили еще на год на новых условия. Логотип Beko исчез с рукавов, а сумма контракта снизилась с 19 млн евро до 10 млн.

    Арабские деньги?

    По сообщениям испанских СМИ, клуб за последние несколько месяцев получил несколько предложений о титульном спонсорстве: писали о компании, которая занимается криптобиржами, и индийской платформе по онлайн-обучению. Первые готовы платить 70 млн евро в год + 20% бонусов в зависимости от результатов мужской и женской команды, вторые – 58 млн евро и бонус в размере 15%.

    Также клубу поступило еще одно предложение, сумма которого значительно превышает вышеперечисленные. Согласно информации Sports World, к менеджерам «Барсы» недавно обратился инвестиционный фонд, принадлежащий правительству Саудовской Аравии. Сообщается, что компания готова платить 100 млн евро, но совет директоров «Барсы» с осторожностью относится к этому предложению: клуб включил в Устав ряд принципов по борьбе с гендерной дискриминацией, гомофобией, сексизмом и расизмом. Считается, что репутация саудовского фонда противоречит принятым положениям, поэтому, несмотря на крупную сумму, «Барселона» может отказаться даже от переговоров.

    Ранее клуб расторгнул сделку с NFT-маркетплейсом Ownix спустя две недели сотрудничества – причиной тому стал арест владельца компании Моше Хогега. Его подозревают не только в экономических мошенничествах, но и в грабежах, преступлениях на сексуальной почве и правонарушениях, связанных с наркотиками и поставками алкоголя несовершеннолетним.

    Перед коммерческим департаментом клуба сейчас стоит непростая задача, и, как сказал эксперт по финансам Марк Чирия в интервью Marca, теперь успехи «Барселоны» на поле гораздо важнее имен. Чтобы найти хороших спонсоров, нужно побеждать – одного лица больше недостаточно. 

    После 13 туров клуб идет на седьмом месте в чемпионате с 23 очками, а в Лиге чемпионов рискует впервые за 20 лет не выйти из группы.