«Мы должны собирать разные стороны конфликта». Россия сохранила членство в ФИФА

    Переход из УЕФА в Азиатскую конфедерацию пока не рассматривается
    Президент ФИФА Джанни Инфантино считает, что исключение России из организации не поможет разрешить политический конфликт /PA

    Официальный язык

    Вчера в Дохе прошел ежегодный конгресс Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА) — его провели в столице Катара накануне жеребьевки чемпионата мира 2022 г. Предполагалось, что одной из тем заседания станет приостановка членства России в организации или полное отстранение Российского футбольного союза (РФС).

    Российскую делегацию на мероприятии возглавлял генеральный секретарь РФС Александр Алаев — отсутствие президента организации Александра Дюкова вызвало удивление. По сведениям источника «Рейтинга букмекеров», он не полетел в Катар из-за высокой загрузки, в том числе по делам компании «Газпром нефть», которую возглавляет.

    Вопрос о временном отстранении или полном исключении России в итоге даже не поднимался: членство в ФИФА приостановили для Пакистана, Зимбабве и Кении (из-за политического вмешательства в дела национальных федераций), а Россия была дважды упомянута в положительном контексте.

    Президент ФИФА Джанни Инфантино в очередной раз поблагодарил страну за организацию чемпионата мира 2018 г., а после этого русский (наряду с арабским и португальским) добавили в список официальных языков ФИФА — теперь их семь. События на Украине Инфантино тоже упомянул, но только в обращении с призывом к скорейшему разрешению политического конфликта.

    «Исключение российских команд было нелегким решением, но мы воспринимали это как способ приблизить мир, — заявил президент ФИФА на пресс-конференции после конгресса. — А исключение РФС не было бы решением проблемы. Наоборот, мы должны собирать разные стороны конфликта на своих конгрессах, а если не можем этого сделать — надо просто расходиться по домам и заканчивать с этой работой».

    Спортивный юрист Михаил Прокопец, партнер юридической компании Sila International Lawyers, считает, что предпосылок к отстранению РФС на этом конгрессе ФИФА изначально не было.

    Он обращает внимание, что подобные глобальные решения, как правило, не принимают скоропостижно, без предварительных консультаций. В данном случае они не проводились, а из предыдущих решений ФИФА следует, что организация не настроена на самые жесткие санкции из возможных: до отказа других команд играть против россиян сборную допускали до отборочного турнира в нейтральном статусе, а легионерам из РПЛ разрешили приостанавливать контракты, но не уходить в статусе свободных агентов.

    «Нет внешних факторов, которые бы изменились, ухудшили положение по сравнению с раскладом на конец февраля, — говорит Прокопец «Ведомости. Спорту». — В ситуации на территории Украины происходит деэскалация, Международный олимпийский комитет дополнительно не давит. Все международные федерации сделали примерно одно и то же: отняли у российских спортсменов возможность участвовать в международных соревнованиях и перенесли из России международные турниры — на этом остановились. Если ФИФА полностью исключит Россию, это выбьется из общей логики — теоретически такое возможно, но что произошло для того, чтобы настолько ужесточать позицию? Ничего».

    Решение Международного союза биатлонистов (IBU) о приостановке членства Союза биатлонистов России собеседник «Ведомости. Спорта» по своей сути приравнивает к тому, что другие международные федерации уже сделали раньше.

    «IBU скорее догнал ФИФА по мерам в отношении России, а не создал прецедент, потому что речь все равно об отстранении спортсменов — это главное последствие, — подчеркивает Прокопец. — Исключение из ФИФА подразумевает совсем другой уровень изоляции: сейчас в международных футбольных турнирах представители России не участвуют, но трансферная система работает, дисциплинарная система тоже. Если Россию исключат, прекратится вообще все взаимодействие с внешним футбольным миром».

    Непереходный период

    Параллельно с темой отстранения в футбольном сообществе возникло обсуждение потенциального перехода РФС из-под эгиды УЕФА в Азиатскую конфедерацию футбола (АФК). Дискуссию запустил журналист-инсайдер Нобель Арустамян в своем Telegram-канале: «Смена прописки чуть смягчит дискурс вокруг российского футбола. Европейские сборные и клубы вряд ли захотят играть с Россией в ближайшие годы, а в Азии такого давления нет», — написал он. И привел в пример Израиль, который в середине XX в. выступал как азиатская сборная, а в связи с бойкотом со стороны арабских стран переместился в УЕФА. Последний пример смены прописки — Казахстан, который стал по-футбольному европейским в 2002 г.

    В тот момент переходу казахстанской федерации способствовал Вячеслав Колосков — он возглавлял РФС, входил в исполком УЕФА и вообще обладал серьезным дипломатическим весом на международном уровне.

    «Казахстан сначала получил разрешение от АФК: там были сомнения, но в конце концов они свое разрешение дали, — вспоминает Колосков в интервью «Ведомости. Спорту». — Второй этап — подача заявки на членство в УЕФА, заявка была принята. Я лично занимался этой темой, много раз встречался с президентом Казахстанской федерации футбола (КФФ) Рахатом Алиевым, с их генеральным секретарем. Ездил в Казахстан, осматривал все и проверял документы».

    КФФ, по словам Колоскова, сначала провела выездную презентацию заявки, затем приняла комиссию УЕФА.

    «Насколько я помню, в нее вошли три представителя: от Турции, Кипра и Нидерландов, голландец тогда комиссию возглавлял, — говорит экс-глава РФС. — Они съездили в Казахстан и вынесли положительное заключение. Исполком УЕФА принял положительное решение, и на очередном конгрессе Казахстан был принят. Процедура перехода в другую конфедерацию осталась той же самой, ничего не поменялось».

    Ключевое заседание исполкома в 2002 г. принимала Москва. Ранее Колосков рассказывал, что за день до него узнал об отрицательном настрое членов исполкома, вмешался с разъяснениями и склонил нужное количество голосовавших на сторону Казахстана. В разговоре с «Ведомости. Спортом» он дополняет картину организационными деталями: казахстанская сторона устроила для гостей прием в ресторане «Метрополь» — и настрой некоторых чиновников сменился на положительный. Колосков считает этот фактор не решающим, но «сыгравшим свою роль».

    Обсуждать идею о переходе России из УЕФА в АФК бывший президент РФС отказывается: «Не надо обсуждать то, чего нет и никогда не будет. Никогда РФС на это не пойдет».

    В день конгресса ФИФА заместитель генерального директора РФС Максим Митрофанов на форуме «Мы вместе. Спорт» отметил, что переход, пусть он и возможен теоретически, сейчас стоит воспринимать как фантазию: «Официально мы видим себя частью семьи ФИФА, частью ассоциации УЕФА. В зависимости от того, как дальше будет развиваться обстановка, мы будем принимать те или иные решения. Сценарии таких решений у нас отработаны, пока озвучивать их и говорить, какие меры примет РФС, наверное, рано».