9 кинотеатров, почти 1300 зрителей, под 700 000 рублей выручки — у топ-матчей РПЛ есть кинопотенциал

Эксперимент «российский футбол в кино» на финише сезона 2021/22 оказался успешным, будет продолжение
На стадионе матч «Спартака» и «Зенита» в предпоследнем туре РПЛ посмотрели 16 598 зрителей, еще 1296 человек увидели его в кино /ФК «Спартак»

В двух последних турах сезона 2021/22 Российская премьер-лига (РПЛ) при содействии своего вещателя, «Матч ТВ», устроила показ центральных матчей в кино. Итогами эксперимента остались довольны все его участники. Лига ищет новые форматы взаимодействия с аудиторией, а кинобизнесу интересен дополнительный контент в период сложностей с зарубежными релизами. 

Дефицит контента

Проект начался в 29-м туре РПЛ с матча «Спартак» — «Зенит». Турнирного значения игра не имела: клуб из Петербурга досрочно стал чемпионом, а москвичи увязли в середине таблицы, но историческая вывеска сработала. В девяти кинотеатрах шести городов объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» матч собрал 1296 зрителей.

Игру показывали в трех московских залах, в двух — в Санкт-Петербурге, а также в Краснодаре, Мурманске, Сыктывкаре и Рязани. В торговых центрах «Океания» в Москве и петербургской «Галерее» трансляцию озвучивали приглашенные на показ комментаторы «Матч ТВ», в остальных залах просто шел прямой телеэфир.

По итогам кинопоказа матча «Спартак» — «Зенит» РПЛ сообщила, что только в одном московском зале было заполнено меньше половины мест (билеты там начали продавать лишь за несколько дней до игры), четыре кинотеатра — два в Москве и два в Петербурге — продали почти все билеты, в остальных залы были заполнены на 60% и более. В среднем на сеансе было 99 зрителей.

На продаже билетов суммарно выручили 683 900 руб. — в среднем одно место продавали за 500+ рублей.

В РПЛ «Ведомости. Спорту» рассказали, что спрос превзошел изначальные ожидания авторов проекта: больше 1000 зрителей выбрали кинопросмотр, хотя игру транслировали в прямом эфире на общедоступном канале «Матч ТВ», — болельщики предпочли заплатить за особую атмосферу.

Инициатором футбольного кинопроекта стала РПЛ. В лиге обратили внимание, что из-за санкций в кинотеатрах возник дефицит контента, и решили предложить свой. Цифры пробного кинопоказа убедили в перспективности проекта. Просмотр в кинотеатре выездных игр местного клуба или топ-матчей чемпионата в городах, где нет элитных команд, может стать популярным, считают в РПЛ. В дальнейшем лига планирует привлекать к организации футбольных кинопоказов заинтересованные клубы.

«Для лиги это прежде всего новый способ взаимодействия с аудиторией, новый формат продукта, — объяснили «Ведомости. Спорту» в пресс-службе РПЛ. — Болельщики обычно ходят на стадион, в бар или смотрят матчи дома. А футбол в кино — это возможность получить стадионные эмоции в комфортной досуговой среде». Кроме того, для лиги важно усилить собственное присутствие в торговых центрах и кинотеатрах — на конкурентной территории развлечений. «Считаем, что это отличная возможность показать аудитории все преимущества футбольного матча как продукта», — резюмировали в РПЛ. По итогам пробных кинопоказов в лиге планируют провести опрос среди зрителей, чтобы лучше понять перспективы нового формата.

РПЛ устроила киноэксперимент в концовке сезона в сотрудничестве с «Матч ТВ». Летом 2022 г. вступает в силу новый телеконтракт, при подготовке которого лига и вещатель обсуждали возможности развития РПЛ как медийного продукта, в том числе и кинодистрибуцию.

На продаже билетов с показа матча «Спартак» — «Зенит» кинотеатры суммарно выручили 683 900 руб. /vk.com/kinoteatr

Формат «два в одном»

На «Матч ТВ» изначально были уверены, что проект найдет свою аудиторию, говорит в интервью «Ведомости. Спорту» генеральный продюсер канала Александр Тащин. И отмечает, что «Матчу» было интересно взаимодействие с аудиторией не только через соцсети и телевизионный экран, но и на новой площадке. На канале довольны тем, как все прошло. «Мы хотим сделать подобные просмотры регулярными, вовлекая в них играющие клубы. Этим проектом займемся во время паузы между чемпионатами», — продолжает Тащин. И уточняет, что для кинопоказа по согласованию могут быть доступны и матчи европейских турниров, правами на которые обладает канал. 24 мая «Матч ТВ» объявил, что проведет трансляции финала Лиги чемпионов между «Ливерпулем» и мадридским «Реалом» в кинотеатрах 26 городов России.

«Кинотеатры — это новая аудитория, которая может и не включить игру дома, но ради любопытства придет на нее в кинотеатр, найдет любимую команду и продолжит следить за РПЛ, — говорит Тащин «Ведомости. Спорту». — Мы рады дать возможность зрителям смотреть наши трансляции в новом качестве — на большом экране с отличным звуком».

Генеральный продюсер, сославшись на внутренние правила, не стал раскрывать деталей финансового взаимодействия с партнерами в этом проекте, но отметил: на «Матч ТВ» довольны условиями соглашения — и добавил, что оно предполагает разделение прибыли.

Информацию о том, что стороны договорились делить прибыль от продаж билетов, «Ведомости. Спорту» подтвердил и представитель сети «Синема парк» и «Формула кино». В компании отметили, что тоже довольны результатами первых футбольных показов, и признали, что потенциал у этого направления есть.

Сеть давно экспериментирует с форматами и выходит за рамки традиционных киносеансов: например, давно практикует показы театральных постановок. В том числе поэтому там быстро отреагировали на идею и организовали футбольные трансляции. 

«Матч ТВ» планирует транслировать в кинотеатрах не только топ-игры РПЛ — 28 мая в залах по всей стране покажут финал Лиги чемпионов между «Реалом» и «Ливерпулем» /vk.com/kinoteatr

Локации для показов матча «Спартак» — «Зенит» выбирали, ориентируясь прежде всего на техническую оснащенность залов: исходили из того, где уже был настроен прием определенного сигнала спутника и проведены необходимые тесты. На матче московского «Динамо» с «Сочи» в последнем туре сезона РПЛ выбрали другую модель и сосредоточились на городах, которые представляют клубы.

Раньше для тех, кто интересуется футболом и любит ходить в кино, это были разные виды досуга, а теперь появляется новое предложение, позволяющее совместить одно с другим, считают в киносети.

«Если оценивать не общую выручку, а наработку на сеанс, как мы это называем на кинопрокатном сленге (сколько зрителей пришло на один сеанс и сколько это принесло денег), мы видим очень хорошие показатели, — сообщили «Ведомости. Спорту» в сети кинотеатров. — Выше, например, чем наработка на сеанс в стартовый день у «Человека-паука. Нет пути домой», который вышел в декабре 2021 г. Вероятно, у матчей не с такой яркой афишей, как «Спартак» — «Зенит», показатель будет ниже. Но тут нужно правильно подбирать площадки».

В сети кинотеатров признают, что расширение репертуарной линейки — непростая задача и одна из важнейших для компании. Там ценят футбол как вариант для ее решения, но признают: полностью заменить кино спортом невозможно.