Месси назвали самым привлекательным спортсменом в мире для спонсоров

    В топ-3 вошли баскетболист Леброн Джеймс и футболистка Алекс Морган
    С июля 2023 г. Лионель Месси выступает в США за «Интер Майами» /Zuma\TASS

    Аргентинский футболист Лионель Месси возглавил список 50 самых привлекательных спортсменов мира для спонсоров. Рейтинг составили авторы портала SportsPro в кооперации с американским консалтинговым агентством NorthStar Solutions Group.

    Спортсменов оценивали по таким критериям, как сила бренда и общий объем целевого рынка (TAM) – к нему относятся такие показатели, как общий охват аудитории, ее вовлеченность и осведомленность о спонсорах, спорте и команде. Кроме того, составители рейтинга высчитывали рыночную и оценочную стоимость спортсменов, а также анализировали их участие в экологических инициативах и вклад в общественную жизнь.

    Рейтинг SportsPro публикуется ежегодно с 2010 г. Месси уже возглавлял его в 2020 г., а теперь победил вторично. Второе место в этом году занял американский баскетболист Леброн Джеймс, третье – футболистка сборной США Алекс Морган. За ними следуют греческий баскетболист Яннис Адетокумбо, американская футболистка Меган Рапино, ее соотечественница, горнолыжница Микаэлла Шиффрин, британский автогонщик Льюис Хэмилтон, американская гимнастка Симона Байлз, французский футболист Килиан Мбаппе и голландский автогонщик Макс Ферстаппен.

    Месси начал 2023-й в статусе чемпиона мира. Он впервые в жизни завоевал этот титул на мировом первенстве в Катаре, которое проходило в ноябре – декабре 2022 г. Аргентинец собрал всю коллекцию титулов со сборной: до этого он стал с ней олимпийским чемпионом (в 2008-м), обладателем Кубка Америки (в 2021-м) и победителем Финалиссимы – матча между чемпионами Европы и Южной Америки (в 2022-м). Чемпионат мира Месси завоевал с пятой попытки – ранее он участвовал в этом турнире в 2006-м, 2010-м, 2014-м и 2018-м.

    Летом Месси покинул французский «Пари Сен-Жермен» и подписал контракт с клубом «Интер Майами». В августе он выиграл с этим клубом Кубок лиг (межсезоннный турнир с участием североамериканских клубов) и установил мировой рекорд по количеству выигранных титулов – 42.

    Переход в «Интер» должен обогатить Месси благодаря спонсорским контрактам. Сообщалось, что стриминговый сервис Apple TV+, который с этого сезона является эксклюзивным вещателем всех матчей Высшей лиги футбола (МЛС), будет отчислять аргентинцу процент доходов от новых подписчиков. Отчисления Месси обещаны и от компании Adidas, которая поставляет экипировку всем клубам МЛС.

    С компанией Adidas у Месси действует личный контракт еще с 2006 г. – сотрудничество началось с рекламы бутс. Помимо немецкого производителя экипировки в спонсорский портфель Месси входят сделки с такими компаниями, как Pepsi, Gatorade и Budweiser. Весной 2022 г. аргентинец стал послом культуры Саудовской Аравии. Детали сотрудничества не разглашались. Также в прошлом году Месси заключил трехлетнее соглашение с криптовалютной компанией Socios, которая заплатила ему $20 млн за продвижение своих фан-токенов.

    Привлекательность Месси для спонсоров отражена и в свежем рейтинге самых высокооплачиваемых футболистов мира по версии Forbes. Список возглавил не Лео, а его вечный соперник Криштиану Роналду, годовые доходы которого оцениваются в $260 млн: $200 млн по контракту с клубом «Аль-Наср» и $60 млн – заработки за пределами поля. По подсчетам Forbes, Месси зарабатывает $65 млн в год профессиональными выступлениями, а еще $70 млн – внеигровой деятельностью. При этом по второму показателю аргентинец опередил всех футболистов в мире.

    «В мире не существует рынка, на котором Месси не был бы актуален, где у него не было бы по-настоящему восприимчивой фанатской базы, – объяснил феномен популярности Месси бывший руководитель отдела футбольного контента и стратегий компании Budweiser Амар Сингх. – Когда вы работаете над глобальными кампаниями, вы ищете игроков, которые будут узнаваемыми на всех континентах. С Месси вам не нужно беспокоиться, что ваш бренд-менеджер в Китае, Индии или США скажет, что он не так актуален, как кто-то другой. Он величайший футболист всех времен, и у него огромное количество поклонников повсюду».

    Другой важный фактор привлекательности Месси в интервью «Ведомости. Спорту» озвучивает Оксана Резниченко, маркетолог-аналитик, преподаватель маркетинга в Университете Сиены. По ее мнению, популярность аргентинца обусловлена его позитивным имиджем.

    «В маркетинге продаж есть такое понятие – улыбчивый клиент, – рассказывает Резниченко. – Так говорят о людях, которые несут с собой какую-то определенную миссию и при этом практически всегда находятся на позитиве. Классический пример – австралийский мотивационный оратор Ник Вуйчич. Он показывает, что эту жизнь можно с пользой проживать, даже будучи физически неполноценным и ничего не стесняться. При этом он всегда улыбается. А Месси… С его помощью мы узнали, что если просто очень любить футбол и с детства отдавать ему всего себя – что-то хорошее вполне может случиться. И Месси тоже редко можно увидеть грустным, иногда задумчивым, но не более».

    По мнению Резниченко, улыбчивые клиенты очень хорошо продаются – они понятны и дарят позитивные эмоции. В совокупности с успешностью и чистой репутацией Месси в итоге превратился в главный магнит для спонсоров в мировом спорте.