«Ростов» выиграл суд у легионера, покинувшего Россию при действующем контракте

    Клуб второй раз за два года вел тяжбу в ФИФА по делу норвежца Матиаса Норманна
    Матиас Норманн выступал за «Ростов» с начала 2019 г. /Максим Романов / ТАСС

    Трибунал Международной федерации футбола (ФИФА) признал норвежского полузащитника Матиаса Норманна виновным в досрочном безосновательном расторжении контракта с российским клубом «Ростов». ФИФА обязала Норманна выплатить «Ростову» компенсацию. Солидарную ответственность за выплату несет саудовский «Аль-Раед», за который Норманн выступает сейчас, сообщается в Telegram-канале донской команды.

    Норманну 27 лет. Он перешел в «Ростов» в январе 2019 г. из английского «Брайтона». По данным Transfermarkt, сумма его трансфера составила 1,7 млн евро. За «Ростов» Норманн провел 51 матч, забив два мяча. Лучшим для Норманна в Российской премьер-лиге (РПЛ) стал сезон 2019/20, по итогам которого он был включен в число 33 лучших игроков чемпионата и продлил контракт с «Ростовом» до 2024 г. После этого он провел сезон 2021/22 на правах аренды в английском «Норвиче», а после возвращения из Англии выступал в аренде за московское «Динамо».

    Из России Норманн уехал в августе 2023 г. Он обратился в «Ростов» и «Динамо» с письмом о расторжении своего контракта. В качестве причины легионер указал атаку дронов на столичный комплекс «Москва Сити», неподалеку от которого он проживал. После отъезда норвежца «Ростов» и «Динамо» направили жалобу в ФИФА. Кроме того, Российский футбольный союз (РФС) отказался выдавать международный трансферный сертификат Норманна в «Аль-Раед».

    «Функция РФС – это подтвердить или не подтвердить выдачу международного трансферного сертификата в Саудовскую Аравию, – объяснял генеральный секретарь организации Максим Митрофанов. – Мы отправили в ФИФА уведомление об отказе ввиду того, что Норманн является зарегистрированным [в России] игроком: его контракт не прекращен и не окончен. Оснований для передачи сертификата в Саудовскую Аравию нет».

    Несмотря на противодействие со стороны РФС, Норманна допустили к участию в чемпионате Саудовской Аравии. Он уже провел в этом турнире восемь матчей.

    Выступая за «Ростов», Норманн заслужил приглашение в сборную Норвегии. Он дебютировал в ее составе в сентябре 2019 г. Футболиста перестали вызывать в национальную команду после его решения перейти в «Динамо». За переезд в Саудовскую Аравию Норманна тоже осудили.

    «Я был очень удивлен, когда впервые услышал о его карьерном выборе, – сказал главный тренер сборной Норвегии Столе Сольбаккен. – Матиас должен объяснить, почему принял такое решение. Но он точно не облегчил себе жизнь. Нам надо продолжать противостоять тому, за что Саудовская Аравия выступает с точки зрения прав человека, взглядов на ЛГБТ и место женщин в обществе».

    «Ростов» уже выигрывал суд по Норманну в ФИФА. По информации Sports.ru, клуб оспаривал задержку транша со стороны «Норвича» в размере 2 млн евро за аренду игрока. Просрочка возникла из-за того, что Barclays – банк-партнер «Норвича» и Футбольной ассоциации Англии (FA) – отказался переводить деньги на счета, открытые в банках на территории России. По тем же причинам лондонский «Вест Хэм Юнайтед» не смог в установленные сроки погасить задолженности перед московскими «Спартаком» и ЦСКА за трансферы легионеров Алекса Крала и Николы Влашича. Все эти случаи ФИФА рассматривала в 2022-м и заняла сторону российских клубов. Они получили деньги через суд.

    Российские клубы судились с легионерами и через Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS). Одно из самых известных разбирательств шло в 2015 – 2016 гг. по делу об уходе полузащитника сборной Франции Лассана Диарра из «Локомотива».

    В 2014 г. московский клуб в одностороннем порядке расторг контракт с Диарра, мотивировав это отказом игрока от тренировок. По прописанному в соглашении условию клуб претендовал еще и на выплату компенсации со стороны футболиста. Палата по разрешению споров ФИФА, в которую обратился «Локомотив», обязала француза выплатить клубу 10,5 млн евро. Диарра оспаривал это решение в CAS, но в Лозанне подтвердили решение ФИФА.