Летняя Олимпиада – 2028 в Лос-Анджелесе получила автопартнера

    Японский бренд Honda упростит логистику участникам Игр
    EPA / ТАСС
    EPA / ТАСС

    Японский автогигант Honda стал партнером высшего уровня Олимпиады-2028 в американском Лос-Анджелесе, которая пройдет с 14 по 30 июля. Кроме того, бренд начал сотрудничество с олимпийской и паралимпийской сборной США – оно будет распространяться в том числе на зимние Игры-2026 в Милане и Кортина д'Ампеццо. 

    Компания Honda Motor была основана в 1946 г. До 1960-х годов она занималась исключительно выпуском мотоциклов, а затем сумела зарекомендовать себя на международном рынке как один из ведущих японских автопроизводителей. Штаб-квартиру в США Honda открыла в 1959 г. 

    Известно, что Honda будет работать вместе с организаторами Игр-2028 над созданием доступного парка транспортных средств (включая «широкий спектр средств мобильности»), чтобы помочь спортсменам, официальным лицам и другому персоналу мероприятия оперативно передвигаться по олимпийским и паралимпийским объектам. Агентство Associated Press оценило сделку минимум в $200 млн. 

    Бренд Honda уже был связан с олимпийским движением, например, в 2024 г. на Играх в Париже выступил спонсором трех паралимпийцев, включая американскую спортсменку Сюзанну Скарони (выиграла серебро в беге на 5000 м). В основном в спортивной отрасли Honda закономерно проявилась в автоспорте, как поставщик двигателей для болидов. Также у Honda есть действующий контракт с Национальной хоккейной лигой (НХЛ).   

    Honda и Acura (подразделение Honda, выпускающее продукцию класса люкс) договорились и о сотрудничестве с NBCUniversal – американским медиагигантом, являющимся основным олимпийским вещателем в стране. Как именно оно будет устроено – пока неизвестно. Всего в портфеле организаторов Игр-2028 уже шесть коммерческих сделок, в их числе недавние с американским брендом матрасов Saatva и IT-компанией Snowflake. До конца 2025 г. оргкомитет Игр-2028 может выйти на доход от спонсоров в $2 млрд.  

    Определились организаторы и с билетными операторами – зимой 2024 г. ими стали компании AXS и CTS Eventim. Для продажи и продвижения билетов на Игры по миру организации создадут совместное предприятие. Билеты будут реализовываться через сайт Олимпиады-2028 и при помощи онлайн-платформ AXS и CTS Eventim. 

    Среди спонсоров прошедшей Олимпиады-2024 было много мировых брендов: страховая компания Allianz, платежная система Visa, гиганты в отрасли электроники (Intel, Samsung, Panasonic), аудит-консалтинговая корпорация Deloitte, пищевые компании Coca-Cola и Danone и другие. На фоне других выделялась компания LVMH (владеет брендами Louis Vuitton, Christian Dior, Tiffany, Sephora, Givenchy, Marc Jacobs). По данным агентства Bloomberg, она вложила в Игры 150 млн евро – крупнейший спонсорский контракт в истории Олимпиад. 

    Сделка с Honda последовала на фоне ухода другого японского производителя автомобилей – Toyota – из программы TOP (The Olympic Partner) – одного из главных источников дохода Международного олимпийского комитета (МОК). Эти средства потом распределяются между всеми участниками олимпийского движения. За последний четырехлетний цикл Toyota пополнила счета МОК на $835 млн. Нишу Toyota на ближайших Играх в 2026 г. заполнила транснациональная компания по производству автомобилей Stellantis.

    Honda может позволить себе заключать крупные сделки. Чистая прибыль концерна по итогам очередного финансового года, завершившегося 31 марта, сократилась на 24,5% в годовом выражении, но все равно составила солидные 835,837 миллиарда иен (около $5,7 млрд). Операционная прибыль, согласно отчету, уменьшилась на 12,2% год к году, до 1,213 триллиона иен ($8,3 млрд). Выручка Honda поднялась на 6,2% в годовом выражении – до 21,689 триллиона иен ($148,6 млрд). Honda ожидает, что в текущем финансовом году (закончится в марте 2026 г.) получит прибыль в размере 500 млрд иен (около $3,3 млрд). 

    В августе 2024 г. стоимость проведения Олимпиады-2028 оценивалась в $6,9 млрд. По мнению организаторов, спортивное мероприятие должно принести Лос-Анджелесу не менее $1 млрд. Для сравнения: бюджет Олимпиады-2024 в Париже составил $8,2 млрд, Олимпиады-2020 в Токио – $15,4 млрд, Игр в Рио-2016 – $13,1 млрд. 

    Заявленные расходы не учитывают средства, которые будут потрачены на модернизацию транспортной системы и строительство новой городской инфраструктуры. Например, рядом с Калифорнийским университетом возводится центр Exposition Point с магазинами и отелями, стоимость сооружения составляет $450 млн.