МОК прекратил сотрудничество с Саудовской Аравией по киберспортивной Олимпиаде
Стороны намерены развивать свои проекты разными путямиМеждународный олимпийский комитет (МОК) и Олимпийский и паралимпийский комитет Саудовской Аравии (SOPC) прекратили сотрудничество по проведению Олимпийских киберспортивных игр. Об этом сообщает пресс-служба МОК.
Стороны провели несколько консультаций при участии представителей Фонда Кубка мира по киберспорту (EWSF), по итогам которых пришли к выводу о необходимости прекратить совместный проект. Обе организации намерены реализовывать киберспортивные амбиции разными путями.
«Такой подход позволит лучше согласовать Олимпийские киберспортивные игры с долгосрочными амбициями олимпийского движения и шире распространить возможности, предоставляемые Олимпийскими киберспортивными играми, с целью проведения первых Игр как можно скорее», – сказано в заявлении МОК.
Разрыв многолетнего соглашения
Тесное взаимодействие МОК и национального олимпийского комитета Саудовской Аравии началось в июле прошлого года – было утверждено 12-летнее сотрудничество между организациями и объявлено, что в 2025 г. пройдет первая в истории киберспортивная Олимпиада. Но позже старт соревнований был перенесен из-за проблем с организацией и выборов сроков проведения мероприятия. Помимо этого, необходимо было доработать финансовую модель Игр, которая отличается от классической Олимпиады.
Отношения МОК и киберспорта прошли несколько стадий. Еще в 2018 г. на тот момент глава организации Томас Бах говорил, что компьютерные игры не соответствуют олимпийским ценностям. Однако с развитием индустрии чиновники МОК обратили внимание на повышение популярности этого направления. Уже в 2021 г. в Токио прошла Олимпийская виртуальная серия, в которой приняли участие 250 000 спортсменов из 100 стран. В июне 2023-го МОК на Олимпийской киберспортивной неделе провел соревнования в Сингапуре (Olympic Esports Series).
В начале октября 2025 г. МОК объявил о многолетнем сотрудничестве с японской игровой компанией Sega. По условиям соглашения, одним из талисманов олимпийского движения должен стать культовый персонаж – еж Соник. Полный ассортимент символики, объединяющей этого героя с пятью олимпийскими кольцами, будет доступен в 2026 г. Кроме того, японский разработчик взял на себя обязательство по созданию серии цифровых активностей, связанных с запланированными на февраль зимними Играми в Италии.
Так, компания получит права на запуск образовательных инициатив, продвигающих ценности движения. Заместитель генерального директора по телевизионным и маркетинговым услугам МОК Элизабет Алламан отметила, что союз поможет сблизить спортивный и цифровой миры.
Саудовская Аравия – новый игрок на киберспортивном рынке
Страна Ближнего Востока семимильными шагами вошла в индустрию киберспорта. В 2022 г. компания Savvy Games Group приобрела одного из крупнейших мировых турнирных операторов ESL за $1 млрд, а затем площадку для игр Faceit за $500 млн. Помимо этого, в том же году в Эр-Рияде была запущен чемпионат мира по киберспорту с общим призовым фондом $70 млн. Турнир организовал некоммерческий фонд EWCF.
Идея соревнований заключалась в объединении ведущих дисциплин и создании аналога клубного чемпионата мира в цифровом формате. Минувшим летом в столице Саудовской Аравии прошел третий по счету Esports World Cup. Соревнования пользуются высокой популярностью: в них приняли участие более 2000 игроков в 25 дисциплинах, включая League of Legends, Dota 2, Valorant, EA Sports FC 25 и другие.
В 2025 г. EWCF расширил географию турнира. Трансляции соревнований велись на 35 языках через 97 партнеров и более 800 каналов. Также пришли новые инвесторы, включая как саудовские бренды Aramco, STC, Qiddiya и Saudia, так и международные компании Sony, Hilton, PepsiCo, Lenovo и Mastercard.
Следующий этап комплексного развития – проведение Кубка наций по киберспорту в ноябре 2026 г. Организаторы планируют проводить турнир национальных сборных раз в два года, в нем будут принимать участие игроки из Евразии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии. Престижность грядущего первенства также объясняется взаимодействием с издателем игр, такими как EA, Tencent, Krafton и Ubisoft.
Саудовская Аравия не только привлекает ведущих киберспортсменов к участию в своих турнирах, но и занимается развитием собственных команд. В это число входит Team Falcons. С момента основания в 2017 г. коллектив прошел путь от регионального проекта до одного из самых заметных брендов в киберспорте. Минувшим летом Falcons триумфально выступили на The International, обыграв в финале китайскую Xtreme Gaming со счетом 3:2, и заработали более $1,1 млн призовых.
В минувшем сезоне Falcons также выиграли клубный трофей и намерены отправить не менее 18 составов на следующий чемпионат мира по киберспорту.