«Занимающиеся спортом меньше болеют». Зачем компании тратят деньги на корпоративные соревнования

    Бег, футбол и даже тэг-регби как современный тимбилдинг
    В корпоративные спортивно-оздоровительные мероприятия «Роснефти» вовлечены более 106 000 сотрудников компании /Пресс-служба «Роснефти»

    «Участие в корпоративных мероприятиях» – стандартная фраза из описания вакансий. И в последние годы она все чаще подразумевает не только совместное празднование Нового года, но и, например, участие в соревнованиях. Компании постепенно осваивают концепцию благополучия (well-being), которая направлена на повышение лояльности сотрудников за счет развития пяти составляющих: финансовой стабильности, профессиональной реализации, социальной значимости фирмы, психологического здоровья и физического состояния. Спортивный досуг играет в этой схеме важную роль.

    Турнир вместо больничного

    Медицинская страховка и фитнес-абонемент – так традиционно выглядела забота о здоровье сотрудников еще лет 10–15 назад, теперь многие фирмы (и не только крупные) выделяют средства на корпоративные соревнования: проводят забеги, заплывы, велогонки, турниры по футболу и т. п. Все или почти все расходы на организацию берет на себя компания. Если это большая структура с разветвленной сетью филиалов, а событие крупное, то участники могут рассчитывать на бесплатные проезд и проживание. Основная задача таких мероприятий – поддержать здоровье сотрудников, а заодно повысить эффективность труда.

    «У нас занимающиеся спортом меньше болеют и больше отдаются работе», – утверждает в интервью «Ведомости. Спорту» Илья Галаев, президент ВФСО «Трудовые резервы» и глава Ассоциации по развитию корпоративного спорта. Он признает, что цифрами проиллюстрировать эту зависимость сложно. «Для этого надо наблюдать за несколькими сотрудниками в течение минимум года, – говорит Галаев. – Они должны уже давно работать в организации, не иметь спортивного опыта и с определенного момента начать нагружать себя физически. То есть мы знаем, как это сделать, но до реализации пока не дошли».

    По словам Галаева, если связь между нагрузками и трудоспособностью докажут, то корпоративный спорт получит дополнительный стимул к развитию. Отделам кадров будет проще обосновать увеличение бюджета на соревнования, а страховые компании начнут чаще их спонсировать. Но уже сейчас большинство работодателей уверены, что спорт положительно влияет на сотрудников. Так считают 79% предпринимателей, поучаствовавших в опросе Аналитического центра НАФИ в 2021 г. 42% респондентов сообщили, что поддерживают спортивные увлечения работников. В 2019-м похожее исследование проводил HH: тогда 64% опрошенных заявили, что в их организациях ничего не делается для того, чтобы сотрудники больше занимались спортом, а о проведении соревнований внутри компаний тогда сообщили только 16%. При этом 76% отметили, что организация спортивного досуга могла бы стать преимуществом для фирмы на рынке труда.

    «Роснефть», как и ряд других компаний, организовывает летние и зимние спартакиады для сотрудников /Пресс-служба «Роснефти»

    Спортсмены с полустанков

    В России в сегменте корпоративного спорта доминируют госкорпорации. Практически у каждой крупной компании проходят одно или несколько больших соревнований. Летние и зимние спартакиады организуют «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и прочие сырьевые гиганты. «Норникель» проводит много соревнований в отдаленных регионах Крайнего Севера, а «Росатом» – в закрытых городах. Собственные мероприятия организует и РЖД – по линии спортобщества «Локомотив».

    «У РЖД есть программа по здоровью, которая включает, например, путевки в санатории, – отмечает Галаев. – А отдельно существует социальная программа – в нее входит Спартакиада работников РЖД. У компании все четко структурировано географически, ведь железнодорожные станции есть почти во всех городах и селах. И на общероссийские соревнования приезжают участники чуть ли не с самых маленьких полустанков где-нибудь в Сибири».

    Соревнования проводит и «Сбер» – в этом году летняя «Сбербанкиада» прошла в Казани. Ее организаторы явно вдохновлялись олимпийским движением: пышная церемония открытия, шествие огня игр, 10 видов спорта (от баскетбола и тенниса до шахмат и плавания), 49 комплектов медалей и даже иностранные команды (на соревнования приехали представители белорусского и индийского филиалов). Игры прошли на объектах, оставшихся от Универсиады-2013.

    «Сбербанкиада» появилась в 1995 г. Тогда это было компактное соревнование среди сотрудников московского отделения банка на столичном стадионе «Октябрь» и называлось «Спартакиада». Первая летняя «Сбербанкиада» прошла в 2001 г. в Сочи, а сейчас это одно из крупнейших в мире корпоративных соревнований. На играх в Казани в июле 2023 г. собрались около 2600 человек, сообщили в пресс-службе «Сбера».

    Некоторые фирмы уделяют больше внимания какому-то отдельному виду спорта. Например, в апреле «Уралхим» открыл беговую академию Run Factory с базой в Лужниках. Правда, ориентирована она на всех спортсменов-любителей, а не только на сотрудников компании.

    Государство тоже участвует в развитии корпоративного направления. В регионах Минспорт проводит Спартакиады трудящихся. Кроме того, «Трудовые резервы» ежегодно организуют около трех десятков мероприятий с вовлечением 60 000 человек.

    Кто организует?

    Даже самые крупные корпорации не в силах проводить соревнования самостоятельно. Чаще всего они обращаются к подрядчикам. Компаний, занимающихся организацией именно спортивных мероприятий, в России единицы. Как правило, ивент-агентства сфокусированы не только на спорте, а проводят также выставки, форумы и конгрессы.

    «У нас каждый спортивный фестиваль собирает в среднем по 1500 человек, – объясняет необходимость посредников Галаев. – Таких мероприятий мы проводим обычно восемь в год. Чтобы организовать подобное соревнование, нужен отдел как минимум из шести человек, который занимается контрактами и договорами. Кроме того, сейчас ужесточилась политика в области защиты персональных данных. Сотрудник может подать на организаторов в суд и потребовать кругленькую компенсацию, если его сфотографировали и выложили в сеть без разрешения. То есть теперь нужно заключать дополнительное соглашение с каждым участником. Для этого тоже лучше обратиться к подрядчику».

    Непосредственный организатор также берет на себя маркетинговую составляющую, заботится о том, чтобы соревнования проходили в соответствии с корпоративным стилем, определяет регламент, собирает стартовые пакеты, закупает награды, проводит церемонии и т.д. В числе самых сложных задач – поиск судей. Во многих регионах их не хватает – приходится искать в других городах, а это приводит к дополнительным трудностям и расходам. 

    С инфраструктурой тоже не все так просто, хотя организовать корпоративную спартакиаду легче, чем турнир среди профессионалов – никаких спецтребований к вместительности трибун нет. Обычно спортсменов поддерживают только друзья и родственники. Кроме того, если соревнование мультиспортивное, объекты могут находиться на удалении друг от друга – нет задачи собрать всех в одном месте.

    По словам Галаева, самый востребованный регион с точки зрения проведения корпоративных соревнований – это Москва. Затем идут Сочи, Казань, Красноярск и Новосибирск. Но любое событие, в котором участвуют более 200 человек, может создать проблемы с размещением. Особенно это касается Сочи, где в сезон найти жилье не только сложно, но и дорого. К тому же в регионе часто проводят сборы профессиональные команды и атлеты, а также воспитанники детско-юношеских школ. С ними приходится конкурировать и за номера в отелях, и за инфраструктуру.

    Хватайся за ленту

    Даже ограниченный бюджет не помеха для организации спортивного досуга для сотрудников. Достаточно сформировать команду для участия в уже существующем соревновании. Например, организаторы Московского марафона проводят корпоративную эстафету. На старт выходят спортсмены-любители от разных компаний – от «Роснефти» до Avito. Основанная 13 лет назад «Лига чемпионов бизнеса» объединяет почти 4000 команд по футболу, баскетболу, волейболу, хоккею, лыжным гонкам, киберспорту и даже чирлидингу.

    О востребованности корпоративных турниров говорит и появление в Москве бизнес-лиги по тэг-регби. Этот вид спорта возник в 1990-х как более простая и менее травматичная версия регби. Контакт между игроками тут запрещен и вместо опасных захватов участникам предлагают выдергивать у оппонентов ленты, закрепленные у каждого игрока на поясе. Как только лента оказывается в руках игрока команды-соперника, атака останавливается. Новый вид спорта как форму тимбилдинга продвигает экс-игрок сборной России и РК ЦСКА Василий Артемьев. В 2021-м московский клуб стал проводить для партнеров тренировки по тэг-регби, позже появилась полноценная лига.

    «В нашем турнире играют смешанными составами – женщины вместе с мужчинами, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Артемьев. – Это большое преимущество нашей дисциплины как корпоративного спорта. К тому же от игроков не требуются выдающиеся физические качества. Сегодня в нашей лиге выступают команды от более 40 организаций. Это разные московские департаменты, учредитель регби-клуба ЦСКА «Восток-медиа», а также «Озон», Hoff, «Сбермаркетинг» и т. д. Также есть команды адвокатов и издателей».

    Участие в однодневном турнире по бесконтактному регби обойдется в 50 000 руб. за команду до 12 человек. Forbes в 2019 г. подсчитал, что годовые расходы компании на корпоративную команду по игровому виду спорта составляют от 1 млн руб. В эту сумму входят участие в соревнованиях, аренда тренировочной площадки, услуги тренера, форма и инвентарь.