У Джоковича снова проблемы из-за вакцинации. Он давно предпочитает нетрадиционную медицину доказательной

    Пару лет назад до последнего тянул с операцией – верил, что победит травму усилием воли
    В этом году Новак Джокович уже пропустил Australian Open из-за отказа от вакцинации, а теперь не может попасть в Америку /EPA

    Новак Джокович рискует пропустить еще один турнир «Большого шлема» – US Open. Он проходит в Нью-Йорке на кортах Национального теннисного центра. По действующим в США правилам иностранные граждане могут въехать в страну только при наличии сертификата о вакцинации от коронавируса. Джокович давно и последовательно выступает против прививки и уже заявил, что не собирается что-то менять ради поездки в Америку. 

    Организаторы US Open включили Новака в список потенциальных участников, но добавили, что уважают позицию правительства США по всем вопросам, связанным с профилактикой ковида. За серба вступился семикратный победитель турниров «Большого шлема» Джон Макинрой: «Надо найти способ дать Новаку сыграть на US Open. Как он может не сыграть? Он только что выиграл Уимблдон, он великий чемпион и должен участвовать в Открытом чемпионате США. Я не согласен с его позицией по поводу вакцинации, но уважаю ее. Он один из тех, кто очень внимательно следит за своим здоровьем и имеет право самостоятельно решать, что может попадать к нему в организм». 

    Джокович, правда, трепетно относится к своему телу и здоровью. Но при этом умудряется игнорировать традиционные методы диагностики и лечения. Иногда – с реальным риском для карьеры. Доказательства – в материале «Ведомости. Спорта». 

    Медитации, телекинез и визуализация  

    При всей своей активности Новак – достаточно закрытый человек и любит оставаться наедине с собой. Перовой это заметила Елена Генчич, которая работала с Ноле еще в детстве. Она была большой поклонницей классической музыки и верила, что с ее помощью можно упорядочить мысли. Эту уверенность она передала и своему ученику. Время от времени они вместе занимались медитацией под музыку.

    В книге «Вкус победы» Джокович признавался: чтобы чувствовать себя комфортно, ему нужно посвящать осознанным медитациям минимум 15 минут в день. Во время Уимблдона, например, он регулярно приходит в часовню Wat Buddhapadipa – первую буддийскую в Лондоне. 

    Увлечение духовными практиками в какой-то момент привело его к Пепе Имазу, идейному вдохновителю движения «Любовь и мир». Пепе тоже занимался теннисом, а потом поверил в телекинез и визуализацию и попросил называть себя гуру. Одним из его первых учеников стал средний брат Новака – Марко. 

    «Любовь и мир – это философия жизни, – рассказывал Марко в одном из интервью. – В 20 лет я был в депрессии, но встретил Пепе, и он мне очень помог. Любовь и мир – это любовь к себе, которая выливается в любовь к другим и в то, что ты хорошо себя чувствуешь. Любовь – единственная вещь, которая совместима абсолютно со всем. Нас с детства учат жить, руководствуясь эгоистическими целями. Но именно это и ведет к стрессам и депрессии».  

    Избавляться от стресса, по мнению Имаза, лучше всего помогают объятия, которые длятся не меньше 25 секунд, и вера в безграничные возможности человека. Главное – четко представлять все, во что веришь, визуализировать. 

    Пепе Имаз занимал важное место в команде Джоковича /Julian Finney / Getty Images

    Новака глубоко тронули эти идеи. Дошло до того, что Пепе занял в команде Джока место тренеров – Бориса Беккера и Мариана Вайды. В итоге этот период духовных поисков стал одним из самых безрадостных в карьере серба. Он остался без команды, впервые за 10 лет вылетел из топ-3 лучших теннисистов в рейтинге ATP, а еще серьезно запустил давнюю травму. 

    Сила воли и объятий против терапии и операции 

    Проблема с локтем проявилась еще летом 2017 г. Из-за сильной боли пришлось сниматься с Уимблдона. Следующие полгода Новак тоже провел без игры. На корт он вернулся только в феврале 2018 г. и неожиданно проиграл уже в четвертом круге Australian Open корейцу Чон Хену. Дальше – хуже: с марта по май он выиграл всего три матча. 

    В то время тренером-консультантом Новака был Андре Агасси. Именно он настоял на том, чтобы Джокович прошел подробное обследование. По его результатам выяснилось, что проблему может решить довольно простая операция. Настолько простая, что, по прогнозам врачей, на восстановление после нее нужно было потратить не больше двух-трех недель. Новак отчаянно сопротивлялся – до последнего верил, что сумеет победить боль усилием воли. Но в итоге сдался. 

    «После операции у меня было ощущение, что я себя предал. Я старался не ложиться под нож, потому что не очень доверяю всем этим вмешательствам. Стараюсь делать все как можно более естественно,верю, что наш организм способен излечить себя сам». 

    Правда, все переживания по поводу операции прошли в июле 2018 г., сразу после четвертой победы на Уимблдоне. С этого момента он снова начал доминировать в туре и выиграл пять из семи турниров «Большого шлема».

    Непереносимость глютена, аллергия на грунт и специальные диеты

    Джокович – аллергик. Особенно тяжело ему даются матчи на грунтовых кортах. Но антигистаминные препараты он не принимает, предпочитая им промывания соленой водой из Адриатического моря. 

    О диете Новака ходят легенды. Он не есть глютен, молочные продукты и помидоры. Запретный список составил специалист по альтернативной медицине, сербский врач Игорь Четоевич. Чтобы выявить «врагов», он подключал Джока к «прибору биологической обратной связи», который может определить уровень стресса, токсинов из окружающей среды и регистрировать мозговые импульсы и симптомы пищевой аллергии.

    Главным в черном списке Четоевича оказался глютен. Демонстрируя его вред, сербский специалист провел эксперимент: попросил Новака вытянуть правую руку и сопротивляться давлению. Первый раз его левая рука была свободна. Во второй – прижимала к груди кусок хлеба, и при таком раскладе сопротивление Ноле оказалось заметно слабее. 

    «Съесть что-то вредное перед матчем – как залить дешевый бензин в Ferrari, – объяснял Четоевич. – Возможно, машина все равно поедет, но плоховато. Глютен клейкий, он тормозит нас».