Оборот рынка криптовалют в первом полугодии резко снизился
Но потребление энергии отраслью продолжает расти
Объем торговли криптовалютами в 2025 г. стремительно снижается после роста в конце 2024 г. К 29 июня среднедневной оборот составляет $66,7 млрд, тогда как на начало 2025 г. он был вдвое выше – $140,2 млрд, свидетельствуют данные торгов. При этом капитализация рынка после провала в марте – апреле возвращается на уровень начала года.
Хотя сейчас рынок испытывает некоторую коррекцию, ретроспективно он показывает повышательную динамику. В 2024 г. капитализация криптовалют выросла на 97,7% (до $3,4 трлн). За последние пять лет она подскочила в 26 раз. По данным CoinGecko, годовой объем торгов за этот же период поднялся в 10 раз до $18,4 трлн.
Каким образом рынку криптовалют удалось так быстро вырасти и как он будет влиять на мировую энергетику – в материале «Ведомости. Аналитики».
Новый драйвер потребления
Криптовалютный рынок – энергоемкий сектор экономики. Для производства «монет» необходим большой объем электроэнергии. По подсчетам управления энергетической информации США (Energy Information Administration, EIA), ежегодное потребление электроэнергии для добычи криптовалют составляет порядка 0,6–2,3% от общего потребления в США. При этом в последние несколько лет спрос на энергию в секторе активно увеличивался, отмечает EIA.
По оценке аналитического сервиса Statista, для совершения одной транзакции в биткойнах (самая распространенная в мире криптовалюта. – «Ведомости. Аналитика») в 2025 г. требуется столько же энергии, сколько необходимо для нескольких сотен тысяч транзакций по картам Visa.
Менее чем за 10 лет криптовалюты сформировали отдельную отрасль, способную потреблять энергию наравне с целыми государствами, отметил в ходе выступления на Энергетической панели Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. Так, энергопотребление биткойна уже превысило уровень потребления Польши, сказал он. По данным Statista, по состоянию на конец 2024 г. потребление энергии для функционирования сети биткойна составило 175,87 млрд кВт·ч. Потребление электроэнергии в Польше, по данным аналитического центра Ember, в 2024 г. составило 172,17 млрд кВт·ч.
По мнению Сечина, текущее состояние мировой энергетики находится на этапе формирования нового облика, обусловленного многократным ростом потребления электроэнергии, генерация которой будет обеспечена как ископаемым топливом, так и возобновляемыми источниками. «Цифровая революция открывает новую эру и в развитии нефтегазовой отрасли, в том числе она повлияет на разведку, добычу, переработку нефти, хранение данных и кибербезопасность отрасли», – подчеркнул глава «Роснефти».
Согласно ежегодному отчету Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook 2024, за последние 10 лет потребление электроэнергии в мире росло вдвое быстрее, чем спрос на энергию в целом. По прогнозу агентства, в ближайшие годы спрос на электроэнергию удвоится при любом сценарии энергетической и климатической политики. В базовом сценарии мировой спрос на электроэнергию вырастет с 26 трлн кВт·ч в 2023 г. до 50 трлн кВт·ч к 2050 г. В 2023–2035 гг. прирост в среднем будет составлять 1 трлн кВт·ч в год, посчитали аналитики МЭА. Он во многом будет обусловлен спросом цифровых секторов экономики: добычей криптовалют, работой дата-центров и развитием технологий искусственного интеллекта.
Причиной резкого роста потребления энергии со стороны криптовалютного рынка стали индустриальный майнинг и алгоритм добычи Proof-of-Work (PoW), говорит ведущий аналитик Bitget Research Райан Ли. В отличие от Ethereum, который после перехода на алгоритм Proof-of-Stake (PoS) существенно сократил энергопотребление, биткойн продолжает работать по классической модели PoW. Это делает биткойн одним из крупнейших потребителей электроэнергии в мире, поясняет он.
Майнинговая диспропорция
Воздействие майнинга криптовалют особенно ощутимо на уровне отдельных государств и регионов, говорит Ли. В странах, где электричество остается дешевым или его стоимость субсидируется, наблюдается непропорциональный рост потребления энергии из-за майнинга, отмечает он. Выбор регионов для майнинга зависит от тарифов на электроэнергию, климата и стабильности работы энергосистем, что делает майнинг фактором глобального перераспределения энергетических ресурсов, говорит эксперт. Государства с наибольшим вкладом в майнинг биткойна – США, Россия, Казахстан и Исландия, отмечает он. Это страны, которые располагают недорогой энергией и подходящим климатом, поясняет Ли.

Россия помимо дешевой электроэнергии и подходящего климата располагает большим количеством простаивающих промышленных помещений, которые можно переоборудовать под криптоферму, говорит CEO Crypto Summit Алексей Зюзин. В результате в регионах страны сложилась диспропорция энергопотребления. Например, потребление электроэнергии в Иркутской области, где действуют одни из самых низких в России тарифов, в 2024 г. выросло на 8,7% по сравнению с показателем 2023 г.
Незапланированный рост потребления ведет к росту нагрузки на энергосистему. На этом фоне власти 10 регионов с 1 января 2025 г. ввели полный запрет майнинга криптовалют. Он действует до 15 марта 2031 г. в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечне, Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областях. Частичный запрет в периоды пикового потребления электроэнергии (с 15 ноября по 15 марта) введен в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье.
По словам Зюзина, похожий подход используют и другие страны, где распространен майнинг биткойна. Например, в США периодически власти разных регионов вводят временные моратории на запуск новых криптоферм.
Без платежа
Хотя использование криптовалют с каждым годом масштабируется, а его география расширяется, новой официальной формой платежа в мировой экономике криптовалюты не станут, полагают опрошенные «Ведомости. Аналитикой» эксперты.
Национальные валюты – это не только инструмент торговли, но и инструмент денежно-кредитной политики, фискального контроля и геополитического влияния, замечает Ли. Перевод значительной части международных расчетов в децентрализованные валюты подрывает эти механизмы, поэтому регуляторы во многих странах сдерживают их распространение как платежного средства, отмечает он.
С ним согласен Зюзин. По его мнению, в обозримом будущем правительства стран мира не будут готовы отказаться от валютного суверенитета и перейти на криптовалюты. К тому же, несмотря на рост крипторынка, пока его ликвидность недостаточна для того, чтобы обеспечивать мировую торговлю, где сделки во многих отраслях, в том числе в нефтегазовой, исчисляются десятками и сотнями миллиардов, подчеркивает он.
В то же время у надзорных органов нет инструментов для полного контроля криптосообщества, отмечает генеральный директор Tehnobit Александр Пересичан. По его мнению, разрешение на использование криптовалют в повседневных расчетах вывело бы финансовый сектор из-под контроля регуляторов. «Для властей это страшный сон», – заключает он.