Торги нефтепродуктами на бирже в 2025 году могут побить новый рекорд

В 2024 году объем продаж вырос на 20%
Подавляющее большинство российских нефтекомпаний торгуют на бирже нефтепродуктами сверх норматива
Подавляющее большинство российских нефтекомпаний торгуют на бирже нефтепродуктами сверх норматива / Андрей Гордеев / Ведомости

Объем торгов нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в 2024 г. достиг исторического рекорда, говорится в сообщении торговой площадки. По итогам года он вырос на 20% к показателю 2023 г. до 37,2 млн т. В денежном выражении продажи увеличились на 33% до 2,2 трлн руб.

Как уточнили «Ведомости. Аналитике» в пресс-службе СПбМТСБ, сильнее всего выросли продажи дизельного топлива. Так, в 2024 г. через биржу было реализовано 18,8 млн т этого нефтепродукта, что на 27,5% больше, чем в 2023 г.

В том числе продажи летнего дизельного топлива выросли на 40,6% до 10,95 млн т, зимнего – на 5,7% до 3,53 млн т. Реализация межсезонного и арктического дизельного топлива выросла на 19,3% по каждому виду до 2,91 млн и 1,42 млн т соответственно.

Подавляющее большинство российских нефтекомпаний торгуют на бирже нефтепродуктами сверх норматива

Объем торгов бензином в 2024 г. вырос на 12,1%, составив 10,9 млн т. Продажи бензина Аи-92 достигли 6,47 млн т (+7,6% к показателю 2023 г.), Аи-95 – 4,35 млн т (+19,8%).

Продажи авиакеросина увеличились на 6,3% до 1,75 млн т, топочного мазута – также на 6,3% почти до 2 млн т, сжиженных углеводородных газов (СУГ) – на 16,6% до 2,8 млн т.

По словам президента СПбМТСБ Игоря Артемьева , сейчас через биржу реализуется треть всех производимых в России нефтепродуктов. По его мнению, в ближайшие годы рост торгов нефтепродуктами на бирже может продолжиться.

Подавляющее большинство российских нефтекомпаний торгуют на бирже нефтепродуктами сверх норматива

Регуляторный фактор

По мнению экспертов, росту биржевых торгов способствовали ограничения на экспорт бензина и повышение нормативов минимальных объемов продаж. Данные меры были направлены на сохранение стабильной ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов и борьбу с серым экспортом бензина.

С 1 марта 2024 г. в России действует временный запрет на экспорт бензина, который приостанавливался с 20 мая до конца июля. Ограничение не касается поставок в рамках межправительственных соглашений и гуманитарных поставок. В конце ноября эмбарго было продлено до 31 января 2025 г. При этом тогда же в ограничениях было сделано послабление: теперь запрет не распространяется на поставки непосредственных производителей нефтепродуктов, мощность предприятий которых превышает 1 млн т в год.

Вместе с тем с 1 марта 2024 г. был повышен норматив обязательных продаж через биржу для дизельного топлива с 12,5 до 16%. Норматив продаж бензина на бирже составляет 15%, авиатоплива – 11%, СУГ – 7,5%, мазута – 4%.

Не только регуляторика

Подавляющее большинство российских нефтекомпаний торгуют на бирже нефтепродуктами сверх норматива, сообщил «Ведомости. Аналитике» представитель СПбМТСБ. Например, согласно пресс-релизу «Роснефти» к отчетности по итогам девяти месяцев 2024 г., за этот период компания реализовала на бирже 7,3 млн т бензина и дизельного топлива, что в 2 раза выше норматива. Доля «Роснефти» в совокупном объеме биржевых продаж бензина и дизельного топлива составила 37%. Другие нефтекомпании свои объемы продаж не раскрывали.

Запрет на экспорт бензина и повышение норматива биржевых продаж не единственные факторы, которые способствовали росту торгов нефтепродуктами, считает генеральный директор Open Oil Market Сергей Терешкин. По его словам, важную роль сыграл и фактор антироссийских санкций: до 2022 г. на долю Евросоюза приходилось три четверти экспорта дизельного топлива из России.

Учитывая профицит мощностей, российские производители дизеля должны искать дополнительные каналы сбыта продукции, одним из которых является биржа, говорит эксперт. В то же время крупным коммерческим потребителям биржа позволяет уменьшить зависимость от ключевого в том или ином регионе поставщика, замечает он.

Еще одним драйвером развития торгов через СПбМТСБ является их удобство для промышленных потребителей и независимых АЗС, а также работа менеджмента биржи по ее популяризации, добавляет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его мнению, для многих потребителей использование единой площадки формирует более прозрачное ценообразование.

Тренд на рост

В 2025 г. рост продаж нефтепродуктов через биржу может продолжиться. По оценке Кауфмана, показатель может вырасти на 10%, т. е. до 40,9 млн т. Во многом это может произойти за счет популяризации СПбМТСБ среди потребителей и продавцов, поясняет он.

Развитие биржевых торгов всегда рассматривается биржей положительно, говорит представитель СПбМТСБ. По его словам, системная работа биржи совместно с участниками рынка в 2025 г. будет также направлена на повышение доступности биржевых товаров и совершенствование правил торгов. Он выразил надежду, что совместная работа будет способствовать дальнейшему увеличению объемов торгов.

Представитель торговой площадки также рассказал «Ведомости. Аналитике», что в 2025 г. биржа планирует на системной основе развивать торги нефтехимическими товарами, включая нефтяной ортоксилол, нефтяной толуол, стирол и синтетический технический фенол.

В конце декабря 2024 г. Минюст зарегистрировал приказ Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго об установлении с 1 марта 2025 г. норматива продаж товаров нефтехимии на бирже. Согласно приказу, норматив продаж по этим видам продукции будет установлен на уровне не менее 10% от объемов продаж на территории России за последние три года.

При этом представитель СПбМТСБ не стал комментировать необходимость увеличения нормативов продаж нефтепродуктов через биржу. «Изменения нормативов биржевых продаж – это скорее вопрос к регуляторам», – подчеркнул он.

Эксперты, в свою очередь, разошлись в оценке такой необходимости.

По мнению Терешкина, норматив по дизельному топливу стоит увеличить почти вдвое – до 30%. Топливо в таком случае будет более доступным для независимых АЗС, что приведет к торможению цен в рознице, особенно в холодное время года, когда происходит сезонный рост спроса на зимнее дизельное топливо, поясняет он. При этом для бензина норматив пока повышать не надо из-за возможного риска дефицита топлива на рынке, считает эксперт.

По мнению Кауфмана, в текущих условиях поводов для резкого увеличения нормативов нет. В целом, по его оценке, увеличение доли биржевых торгов позволяет сделать рынок более прозрачным и удобным, но на фундаментальные принципы ценообразования это влияет «крайне ограниченно».

Рынок в случае необходимости удается балансировать ограничениями на экспорт и действием демпфирующего механизма, говорит Кауфман. Кроме того, есть крупные производители, которые, как «Роснефть», могут позволить себе продавать бензин и дизель в больших объемах, чем предусматривает норматив, замечает он. Но у некоторых производителей такой возможности нет, например, из-за потребностей собственной розничной сети, добавляет эксперт.