"Роснефть" и Chevron собираются потратить на Черном море 1 трлн руб.

Новый проект «Роснефти» и Chevron по освоению месторождения Вал Шатского в Черном море может стать самым дорогим в России. Его стоимость – 1 трлн руб. Столько не стоят даже сахалинские проекты

Барьеры

«Роснефть» и Chevron подписывали свои соглашения в резиденции премьера Владимира Путина в Новоогареве. Но сам премьер про закон «О недрах» не упомянул и главным барьером в отношениях с американскими компаниями назвал поправку Джексона-Вэника. А еще Путин несколько раз подчеркнул, что Chevron должна уделить особое внимание экологии – с учетом недавней аварии BP в Мексиканском заливе. «Chevron уже успешно пробурила более 375 скважин в достаточно сложных экологических условиях, – напомнил Путину председатель совета директоров Chevron Джон Уотсон. – Мы уверены, что будем по-прежнему успешно и безопасно бурить скважины в условиях глубоководья». А еще Chevron надеется на «адекватные налоговые условия» для проекта с учетом экологических рисков и высоких инвестиций, добавил Уотсон.

Вчера «Роснефть» и американская Chevron подписали два соглашения по черноморскому участку Вал Шатского – о принципах сотрудничества и о промежуточном финансировании проекта. Вице-премьер Игорь Сечин, председатель совета директоров «Роснефти», сказал, что геологоразведка на участке может начаться в 2011 г. Инвестиции составят $1 млрд, сообщил он. Средства на первом этапе будут привлекаться в основном за счет Chevron – такая практика распространена во всем мире. А если разведка будет удачной и на участке начнется добыча, то общие расходы на проект могут превысить 1 трлн руб., добавил Сечин. А это $32 млрд по текущему курсу ЦБ.

Пока самый крупный и дорогой проект «Роснефти» – Ванкорское месторождение на севере Красноярского края. С учетом 2010 г. туда вложено около $9 млрд, напоминает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. А за весь срок проекта – еще порядка 15 лет – общая сумма затрат может приблизиться к $30 млрд. Правда, проекты сложно сравнивать, оговаривается он: Вал Шатского – это шельф, Ванкор – Сибирь. К тому же Ванкор на пике будет давать 25 млн т нефти в год. А тот же показатель Вала Шатского может составить 10–15 млн т – исходя из названных Сечиным цифр по расходам, добавляет Борисов.

Сейчас самый дорогой проект в России – «Сахалин-2». На его реализацию потрачено около $20 млрд. Впрочем, оператор проекта может еще расширить мощности завода по сжижению газа в полтора раза с нынешних 9,6 млн т в год. А только первая фаза Штокмановского проекта «Газпрома» в Баренцевом море (это четверть возможной добычи) потребует порядка $15 млрд.

Вал Шатского достался «Роснефти» в 2007 г. на распродаже активов ЮКОСа: весь лот с южными «дочками» банкрота обошелся госкомпании в 4,9 млрд руб. Площадь участка – 8600 кв. км, глубина моря – 1–1,2 км. Оценка ресурсов, по данным «Роснефти», – около 860 млн т по международной классификации. Доказанные запасы Ванкора почти вдвое меньше.

На каких условиях Chevron сможет участвовать в добыче на Валу Шатского, пока не ясно: Сечин и «Роснефть» это не уточнили, а представители американской компании на вопросы «Ведомостей» вчера не ответили. Сечин лишь напомнил, что было еще три претендента на место партнера «Роснефти», но не назвал их. Хотя сейчас российский закон «О недрах» де-факто позволяет добывать на шельфе только двум госкомпаниям – «Роснефти» и «Газпрому», чиновники только начали обсуждать поправки в документ, которые допустят других игроков (включая иностранцев) хотя бы как младших партнеров.