«Новатэк» открыл Северный морской путь в Китай

Два атомных ледокола успешно провели кратчайшим путем через Северный Ледовитый океан крупный танкер с экспериментальной партией конденсата.
Е.Стецко

Сейчас у «Новатэка» 51% в «Ямал СПГ», компания купила этот пакет у структур своего акционера Геннадия Тимченко за $650 млн. У Тимченко остались 23,9%, выкупить которые «Новатэк» может в течение трех лет (цена опциона – еще $450 млн). Оставшиеся 25,1% «Ямал СПГ» до прошлого года контролировал Газпромбанк, пакет собирался выкупить партнер Тимченко Петр Колбин – в конце 2009 г. он получил разрешение на сделку от специальной правительственной комиссии, о чем сообщал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Кто в итоге сейчас владеет этим пакетом, Михельсон не сказал. Но отметил, что все 49% «Ямал СПГ» достанутся новым партнерам (или партнеру) через «Новатэк». А значит, не исключен вариант, при котором уже в 2011 г. – после утверждения предварительного инвестиционного решения – «Новатэк» купит 25,1% «Ямал СПГ» (кому бы этот пакет сейчас ни принадлежал) для последующей сделки со стратегическим инвестором, сообщил Михельсон.

«Новатэк» официально открыл Северный морской путь. Вчера два атомных ледокола ФГУП «Атомфлот» - «50 лет Победы» и «Россия» - торжественно доставили танкер с экспериментальной партией конденсата «Новатэка» для КНР к чукотскому порту у города Певек. Танкер с грузом, зафрахтованный у «Совкомфлота», вышел из Мурманска 14 августа. В китайском порту Нингбо его ждут 9-11 сентября. То есть весь путь займет 27-29 дней. А традиционный западный маршрут – через Суэцкий канал – занял бы примерно на 20 дней больше.

Северный пионер

Летняя навигация по Северному морскому пути – это около четырех месяцев в год: с конца июля по конец октября – начало ноября, говорит гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. Международные перевозки по этому маршруту были открыты еще при СССР, но такой крупный груз – около 70 000 т конденсата - отправлен впервые.

«Рейс показал, что это возможно, - торжественно объявил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. – И это не просто эксперимент, это дополнительный доход для компании». Почти весь путь вместе с грузом он прошел на ледоколе «Россия». А гендиректор «Совкомфлота» Сергей Франк – на своем танкере «Балтика».

По словам Михельсона, доставка конденсата через Суэцкий канал обошлась бы сейчас примерно в $50/т (т. е. около $3,5 млн за партию). А через Севморпуть выходит примерно на $0,5 млн дешевле, отмечает сотрудник «Совкомфлота», не считая экономии времени.

Комментировать цифры по экспериментальному рейсу Михельсон не стал, но отметил, что в дальнейшем денежная экономия должна составить минимум 10-15%. А экономия времени – 45%, добавил Франк.

Эксперимент продолжится в следующем году, «Новатэк» может отправить по этому маршруту 6-8 партий, отметил Михельсон. И для «Совкомфлота», и для «Атомфлота» это хорошее подспорье – в традиционно низкий сезон, добавили Рукша и Франк. «Мы два года готовились с «Новатэком» к этому рейсу», - заметил Франк. Будущие доходы «Совкомфлота» и «Атомфлота» они комментировать также не стали. Рукша лишь отметил, что считает «приемлемыми» ставки за ледовую проводку в $7-10/т.

Путь для ямальского СПГ

На самом деле весь путь до Певека с танкером прошел лишь один ледокол – «Россия». А «50 лет Победы» исследовал более северный маршрут – огибая Новосибирские острова, там смогут проходить более крупные суда (Suezmax с дедвейтом от 150 000 т). Ведь главное для «Новатэка» - отработать маршрут доставки сжиженного газа (СПГ) в Азиатский регион для будущего проекта «Ямал СПГ», напомнил Михельсон.

Проектная стадия «Ямал СПГ» сдвинулась. Весной Михельсон говорил, что если в 2011 г. будет окончательное инвестиционное решение по проекту, то сам завод заработает через пять лет – в 2015-2016 гг. Вчера он сказал, что в I квартале 2011 г. ожидается только предварительное инвестиционное решение, окончательное – в конце 2012 – начале 2013 г. Но срок запуска завода пока остается прежним, подчеркнул Михельсон, - 2015-2016 гг. «Мы будем к этому стремиться», - отметил он.

В 2011-2012 гг. можно будет параллельно с работой над инвестрешением делать основную подготовительную работу, начинать капвложения, заверил руководитель «Новатэка». А пока экономика проекта не будет окончательно понятна, компания приостановит переговоры об участии в нем иностранных партнеров, добавил Михельсон (долей в «Ямал СПГ» интересовались Total, Shell, Катар и многие другие).

Кроме того, «Новатэк» ждет комплексной программы правительства по освоению Ямала (что ожидается в III-IV кварталах этого года). Ведь программа должна предусмотреть господдержку, отметил Михельсон, - налоговые льготы для оператора, а также расходы государства на развитие инфраструктуры и танкерного флота.

Проектная мощность «Ямал СПГ» - 15 млн т топлива в год (две очереди по 7,5 млн т или три по 5 млн), ресурсная база – гигантское Южно-Тамбейское месторождение на Ямале. Для сравнения: мощности единственного в России СПГ-завода – на «Сахалине-2» - 9,6 млн т в год.

Бухта для будущего порта пока не выбрана (один из вариантов – мыс Дровяной на северо-востоке полуострова Ямал). Но главное, что уже решено, – трубопроводных поставок газа с месторождения не будет, отметил Михельсон. Кроме того, стратегический партнер должен получить до 49% в проекте, добавил он, от партнера нужны финансы, технологии и маркетинговые возможности.

Экспортировать газ из России может только «Газпром». Но в июне «Новатэк» заключил с ним уникальное агентское соглашение – «Газпром экспорт» будет «переводить» газ через границу как комиссионер. То есть собственником (и продавцом) топлива останется сам «Ямал СПГ». Соглашение предусматривает, что 100% газа могут продаваться по такой схеме, отметил Михельсон, комиссия «Газпрома» составит менее 1%. Но если «Газпром экспорт» предложит цену выше, чем покупатели, которых найдет «Ямал СПГ», то сможет выкупить 50% объемов, добавил он.

Никаких оценок по капвложениям и будущим доходам «Ямал СПГ» Михельсон называть не стал. Все, что есть на сегодняшний момент, - недавняя оценка заместителя ЯНАО Владимира Владимирова: $18-20 млрд инвестиций. А если брать нынешние фрахтовые ставки, то можно посчитать и будущую экономию на доставке СПГ в Китай по новому Северному пути. Она может составить около $40-60 млн в год (для половины топлива - при полной проектной мощности завода, но с учетом ограниченного срока навигации).