Запретить нельзя ограничить: почему самокаты остаются самым спорным транспортом

Эксперты считают, что потенциал средств микромобильности в городах России еще не раскрыт
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Число средств индивидуальной мобильности (СИМ), таких как электросамокаты и велосипеды, гироскутеры, моноколеса и пр., достигло в мире 1,3 млрд штук в 2023 г., согласно оценке McKinsey. Компания ожидает, что к 2030 г. объем рынка СИМ достигнет $340 млрд. В некоторых регионах объем сегмента увеличился более чем в два раза, в том числе в Европе (достигнув $140 млрд), Южной Азии ($45 млрд), на Ближнем Востоке и в Африке ($20 млрд). 

Урбанисты видят в электросамокатах и велосипедах не просто новый вид транспорта, а инструмент для кардинального изменения городской среды. Примером служит концепция «15-минутного города», разработанная в 2015 г. франко-колумбийским урбанистом Карлосом Морено. Ее цель – создание мегаполисов, где все основные услуги и объекты доступны в пешей или велосипедной доступности, либо в 15 минутах на общественном транспорте.

Власти Парижа, взявшие идею Морено за основу, планируют привести город в соответствие с ней к 2030 г. Для этого уже построено более 1000 км велодорожек, в том числе за счет сокращения парковочных пространств. Амстердам создал 700 км инфраструктуры для СИМ и организовал парковки на 10 000 велосипедов. К 2030 г. город намерен полностью запретить бензиновые и дизельные автомобили. Осло еще в 2019 г. исключил движение личных автомобилей в центре, а к 2030 г. планирует добиться 100%-ной углеродной нейтральности всего транспорта.

«Микромобильность обеспечивает удобные, быстрые и экологичные решения для коротких поездок, снижая количество автомобильных поездок, уменьшая транспортные расходы и снижая загрязнение воздуха», – сообщила «Ведомости. Городу» директор, руководитель автомобильной практики консалтинговой компании «ТеДо» Виктория Синичкина.

По мнению эксперта, электросамокаты и электровелосипеды интегрируются с общественным транспортом, способствуют снижению загруженности и парковочных проблем в городах, а также улучшают комфорт городской жизни. Они также способствуют развитию туризма и местной экономики, позволяя исследовать город более эффективно, резюмирует Синичкина.

В России, по данным исследования издания «Трушеринг», аудитория кикшеринга (аренды самокатов) выросла с 1,5 млн человек в 2020 г. до 25,3 млн человек в 2024 г. (рост в 17 раз), а количество поездок увеличилось с 5 млн в 2020 г. до 281 млн в 2025 г. (рост в 56 раз).

По данным «ТеДо», за первые шесть месяцев 2025 г. количество поездок на электросамокатах в России выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., достигнув около 54,2 млн поездок (против 38,2 млн в первой половине 2024-го). При этом 91% поездок длился менее 20 минут, 70% – менее 10 минут.

Колеса преткновения

Появление в мировых мегаполисах большого ассортимента СИМ потребовало изменения правил дорожного движения и соответствующей инфраструктуры. Найти какое-то универсальное решение сразу не удалось, поэтому каждый город или страна предлагает свои варианты. Например, в Милане мощность средств микромобильности ограничена 200 ваттами, а скорость – 20 км/ч. В Мадриде максимальная разрешенная скорость – 30 км/ч. В Барселоне – 20 км/ч, но в специальных пешеходных зонах – не более 10 км/ч.

В России в марте 2023 г. вступили в силу поправки в ПДД, закрепляющие статус СИМ как транспортного средства. Ожидается, что в 2026 г. вступят в силу изменения, дополняющие регулирование СИМ: предельную скорость, возрастные ограничения, запрет пересечения проезжей части и т. д.

Пока же рост числа самокатов на улицах городов в России в 2025 г. часто становился темой для крайне эмоциональных дискуссий, в результате чего городские власти принимали решение взять ситуацию в свои руки. К примеру, в июле в Елабуге ввели полный запрет на использование средств индивидуальной мобильности, включая электросамокаты. Как пояснили в исполкоме города, «инфраструктура Елабуги пока не готова к такому виду транспорта: отсутствуют велодорожки, специальные полосы и необходимая разметка с дорожными знаками».

А власти Благовещенска с 14 июля полностью запретили передвижение на электросамокатах как в качестве личного, так и арендованного транспорта.

«К сожалению, подавляющее большинство воспринимают эти устройства не как средство передвижения, а как игрушку, игнорируя правила безопасности. Результат – травмы пешеходов, аварийные ситуации и сотни жалоб от жителей», – отметил мэр города Олег Имамеев на своей странице в социальной сети «В контакте». Под постом – сотни комментариев горожан, как в поддержку решения, так и с критикой.

Через неделю прокуратура Амурской области отреагировала на эту инициативу и направила представление мэру Благовещенска с требованием «устранить выявленные нарушения закона». Дело в том, что субъекты Федерации могут запрещать движение СИМ лишь в определенных зонах. Но в данном случае зона запрета определена не была, что, по мнению прокуратуры, нарушает конституционное право на свободу передвижения.

Москва решила идти по пути совместного саморегулирования с шеринговыми сервисами. Еще в 2018 г. мэрия ограничила предельную скорость СИМ 25 км/ч. Кроме того, в городе введено более 350 зон, где самокаты замедляются автоматически. Учреждены обязательные номерные знаки и верификация пользователей через единый городской идентификатор Mos ID, напоминают в пресс-службе департамента транспорта города. 

«Регулярно законодатели выдвигают разные инициативы по регулированию кикшеринга. Но, на наш взгляд, в регулировании нуждаются именно частные СИМ», – утверждает в комментарии для «Ведомости. Города» представитель сервиса по прокату «Юрент». По данным статистики МВД, из 23 ДТП с летальным исходом в первом полугодии 2025 г. двадцать произошли именно с участием личных средств индивидуальной мобильности.

Сами по себе

У личных самокатов и электровелосипедов нет номеров, ограничений скорости, возрастных ограничений, их поездки никак не отслеживаются, а найти участника ДТП на частном СИМ почти невозможно, поясняет представитель «Юрента». В то же время компании-операторы кикшеринга сами активно внедряют стандарты работы и саморегулирования, опираясь как на международный опыт, так и на собственные представления о безопасности. С 2021 г. у всех операторов действует общее ограничение скорости 25 км/ч и есть так называемые «медленные зоны» на участках с повышенным пешеходным трафиком, где самокаты автоматически снижают скорость до 10–15 км/ч.

«Мы уже видим результат этой работы – аварийность на СИМ в первом полугодии 2025 г. снизилась на 20%», – рассказал представитель «Юрента». 

Компания изучает и новые возможности повысить безопасность поездок. В мае 2025 г. она запустила тестирование рейтинга пользователей, который будет дифференцировать скоростной режим для каждого человека в зависимости от его опыта и соблюдения правил.

«Индивидуальные СИМ полностью выпали из регуляторной повестки, хотя существовала дорожная карта, предполагавшая в том числе введение реестра СИМ и включение их в электронную систему, позволяющую транспортному средству автоматически распознавать запретные зоны и зоны снижения скорости», – заявила «Ведомости. Городу» директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.  

По ее словам, все инициативы в области отслеживания нарушений и поиска нарушителей сейчас исходят от самих операторов проката СИМ. «Так быть не должно, функция надзора и контроля должна быть в руках государства», – говорит эксперт. Для этого, по мнению Эрдман, нужно принять соответствующие поправки в КОАП (усиленные санкции для нарушителей на СИМ, в частности, за использование устройства вдвоем, создание помех пешеходам и пьяное вождение) и наделить регионы правом взимать штрафы, используя данные с камер наблюдения.

Сейчас идет естественный эволюционный процесс развития средств микромобильности – кикшеринга как отрасли и как нового способа передвижения по городу, сообщили «Ведомости. Городу» в сервисе проката Whoosh. «Важно, что вся работа ведется сервисами и властью совместно, стороны слышат и понимают друг друга», – утверждает представитель сервиса.

Есть и сторонники предельно жестких мер. В конце августа группа депутатов Госдумы направила министру транспорта РФ Андрею Никитину письмо с предложением ввести полный запрет на аренду электросамокатов в России. О решении пока не сообщалось. 

Создать условия 

В дептрансе Москвы сообщили, что для пользователей СИМ в городе доступны более 18 000 велопарковок. Также в 220 точках есть специальная разметка, которая помогает пользователям оставлять транспорт аккуратно и в границах парковочной зоны. До конца года такая разметка появится еще в 15 точках столицы. Ее наносят там, где пользователи оставляют велосипеды и самокаты чаще всего.

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов отмечал, что с начала сезона 2025 г. пользователи совершили на арендованных самокатах свыше 40 млн поездок. Ежедневно их берут в прокат свыше 302 000 человек, в среднем поездка занимает 10 мин.

По словам Ликсутова, 85% поездок совершаются для того, чтобы добраться до точки назначения. Наибольшую востребованность этот вид транспорта демонстрирует в ситуациях, когда необходимо быстро доехать до станции метро, МЦК, МЦД или автобусной остановки и обратно, когда в час пик нужно преодолеть всего несколько остановок или когда пассажир пропустил нужный транспорт и не хочет ждать следующий.

По мнению Ксении Эрдман, потенциал СИМ в России еще далеко не раскрыт. Она отмечает, что при несопоставимых территориях в РФ насчитывается всего 5500 км велодорожек, тогда как в Нидерландах – более 35 000 км, а в Германии – 85 000 км.

Эксперт уверена, что развитие инфраструктуры для СИМ напрямую влияет на качество жизни. Такие средства передвижения кратно увеличивают число общественных точек притяжения, доступных в радиусе 15-минутной пешей или велосипедной доступности. Для горожан это в первую очередь комфорт.

«Кроме того, этот транспорт является гораздо более экологичным и, что важно, предсказуемым – человеку не нужно ждать автобус или стоять в пробке, как в такси», – добавляет Эрдман.

По словам Синичкиной, основной проблемой развития СИМ в России действительно остается отсутствие соответствующей инфраструктуры. «Примеры успешных проектов есть в городах Сибири и Дальнего Востока, Краснодарском крае и Калининградской области, где реализуются совместные программы развития микромобильности с господдержкой и включением бизнес-операторов», – говорит эксперт.

Идеальная инфраструктура – это пока зона роста для большинства российских городов, считают во Whoosh. Оптимальная модель предполагает разделение потоков пешеходов, автомобилистов, велосипедистов и пользователей электросамокатов, чтобы снизить количество конфликтных ситуаций и повысить безопасность всех участников движения.

«Электросамокаты становятся привычной частью города и транспортной системы. Один из важных факторов, способствующих этому процессу, – бесшовность пересадок между видами городского транспорта», – рассуждает представитель Whoosh. Для этого в 2024 г. компания провела интеграцию с картой «Тройка»: приложив ее к экрану самоката, можно начать аренду. Москвичи воспользовались такой функцией уже более 120 000 раз.

«Юрент» в ряде городов совместно с администрациями прорабатывает возможность реализации инфраструктурных проектов по созданию велодорожек, парковок и иной инфраструктуры. Например, в Сочи реализован пилотный проект – нанесение парковочных мест для СИМ на расширении проезжей части, чтобы освободить тротуары от скопления самокатов. Но, рассуждает представитель компании, для развития велоинфраструктуры необходимо вовлечение в процесс обеих сторон, а также политическая воля городов.

Самое популярное
Свободное время
Куда пойти в выходные 8–9 ноября
Только интересные события в Москве
Другие города
Природный экстерьер: на берегу озера Тосканка открылся Центр экотуризма
Проект в Нижегородской области объединил современные строительные технологии и бережное отношение к ландшафту
Другие города
Игры с гравитацией и рождение черных дыр: самые известные планетарии мира
Где можно в буквальном смысле прикоснуться к звездам
Наш город
Как будет выглядеть новая станция Бирюлевской линии метро
Ее дизайн будет вдохновлен музеем «Коломенское»
Наш город
Погода в Москве: от утренних туманов к аномальному теплу и грядущему похолоданию
Первая декада ноября будет теплой, а после в столичный регион придет «минус»
Горожане / Мнение
Формула счастья
Как семья, работа и город влияют на жизнь россиян
Другие города
Архитектурный дайджест: бивуак в Альпах, галерея-корабль и музей Крещения Иисуса
Что произошло в мире архитектуры на прошлой неделе
Другие города
Архитектура, дизайн и городская среда: главные события ноября
Международный гид по ключевым отраслевым конференциям и выставкам
Наш город
Следующая – «Гольяново»: на синей ветке московского метро появится новая станция
Продление Арбатско-Покровской линии снимет транспортную нагрузку с одного из самых загруженных районов столицы
Свободное время
Куда пойти в выходные 2–4 ноября
Только интересные события в Москве
Другие города
Симбиоз культур: города России на стыке Востока и Запада
Где связь между двумя цивилизациями проявляется особенно ярко
Наш город
Как будет выглядеть «мост-парус» через Москву-реку на западе столицы
Строящийся путепровод в створе Новозаводской улицы соединит ключевые районы запада города и разгрузит магистрали
Гараж
Столичный разгон: в Москве и Петербурге стали быстрее продавать авто с пробегом
На это повлияли осенние ожидания изменений в законодательстве и сезонный спрос
Другие города / Интервью
Сергей Черемин: «Время своих подходов»
Министр правительства Москвы – о роли городов стран БРИКС в мировой урбанистике
Наш город
Проводы на юг: как утиные домики в Москве готовят к зиме
Городские службы отправят на профилактику более 200 конструкций