Операция «Цифровизация»: как ИИ меняет систему здравоохранения Москвы
Внедрение цифровых сервисов в столице повышает эффективность работы медиков и уровень комфорта пациентовВ столице продолжается активное внедрение искусственного интеллекта в сферу здравоохранения. Цифровые сервисы с его использованием повышают эффективность работы медиков и уровень комфорта пациентов.
Москва является лидером в области внедрения современных технологий в государственные услуги, и сфера здравоохранения – не исключение. Онлайн-запись к врачам, электронная медкарта, получение рецептурных лекарств по QR-коду, диагностика на основе компьютерного зрения – сегодня без этих и многих других умных сервисов москвичи уже не представляют своей жизни.
«Мы стремимся сделать московское здравоохранение передовым, а без цифровизации это невозможно», – заявила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова в интервью «Ведомости. Городу» в рамках ПМЭФ-2025.
«Ведомости. Город» разбирался, как функционируют цифровые сервисы и в чем они помогают пациентам и врачам.
Умная запись и электронная карта
В столичном здравоохранении технологии с использованием искусственного интеллекта (ИИ) активно внедряют и развивают с 2011 г. На сегодня единая цифровая платформа охватывает все городские учреждения здравоохранения.
Самой первой цифровой услугой, которая была реализована в Москве, стала онлайн-запись к врачу. Сейчас она доступна через приложения «ЕМИАС.Инфо», «Госуслуги Москвы», «Моя Москва» или на порталах emias.info и mos.ru. Это одна из наиболее востребованных услуг у горожан, рассказали «Ведомости. Городу» в столичном департаменте здравоохранения. Объясняется это не только экономией времени по сравнению с другими способами записи, но и широким функционалом: пациент сам выбирает удобную дату и время посещения специалиста, может записываться удаленно на лабораторные исследования по направлениям и вакцинацию. При необходимости, как отметили в департаменте, можно перенести прием, также доступна опция записи к специалистам ребенка в детской поликлинике.
Этапы развития единой цифровой платформы здравоохранения Москвы
2011 г. – запущен проект Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС)
2012 г. – москвичам теперь доступна онлайн-запись к врачу
2014 г. – рецепты на лекарства становятся цифровыми
2015 г. – начинается внедрение электронной медицинской карты (ЭМК)
2019 г. – запуск централизованного лабораторного сервиса
2020 г. – сервис ЭМК становится доступен не только врачам, но и пациентам. Запущен цифровой инструмент «Топ-3», который определяет три наиболее вероятных диагноза на основании жалоб пациента
2021 г. – реализована опция покупки лекарства в аптеке по QR-коду электронного рецепта на экране мобильного устройства
2023 г. – запущены специализированный модуль системы поддержки принятия врачебных решений и сервис для проактивного диспансерного наблюдения
2024 г. – создана платформа «МосМедИИ»: врачи из других регионов России получили возможность пользоваться лучшими ИИ-сервисами столицы для анализа лучевых исследований
2025 г. – внедрен новый сервис – ИИ-агент, который анализирует данные из ЭМК пациента и делает для врача краткую выжимку из истории болезни. Пациентам становится доступна умная онлайн-запись
В 2025 г. появилась умная онлайн-запись: человек указывает цель визита к врачу (плановый диспансерный прием, плохое самочувствие, боль и т. д.), после чего умный сервис уточняет жалобы и собирает первичную информацию, которая потом передается врачу.
Все сведения о пациенте поступают в электронную медицинскую карту (ЭМК). «Сегодня в медкартах пациентов хранится информация, содержащая уже 3 млрд структурированных данных о здоровье. И в нее постоянно подгружаются новые данные по 400 видам различных документов, начиная с обычных справок и заканчивая глубокими исследованиями либо врачебными назначениями», – сообщили в депздраве и добавили, что родителям теперь открыт доступ к электронной медкарте детей.
ИИ-помощник для врачей
На протяжении уже 10 лет ЭМК является одним из ключевых сервисов в работе врачей. Объем накопленных данных о каждом пациенте постоянно увеличивается. После того как ИИ взял на себя автоматизацию сбора и анализа большого массива данных, уменьшилась нагрузка на врачей в условиях многопоточного приема. Это позволяет выделить больше времени на каждого пациента, повысить качество диагностики и снизить вероятность ошибок, вызванных переутомлением или недостатком информации.
«Сделать прием персонифицированным, подобрав из электронной медкарты все необходимые данные по конкретным жалобам человека, – главная задача современных цифровых сервисов», – подчеркнула Ракова.
Для решения этой задачи в 2025 г. был запущен ИИ-агент, который может аккумулировать из всего объема данных, хранящихся в ЭМК, ту информацию, которая необходима врачу в конкретный прием, включая историю обращений, результаты исследований, назначенные препараты и даже вызовы скорой помощи. «Благодаря саммаризации из огромного массива данных врач видит все, что может быть полезно для принятия заключительного клинического решения, включая важную информацию по каждому конкретному обращению пациента», – объяснила заместитель мэра.
ИИ-агент работает совместно с цифровым сервисом «Топ-3», который был запущен еще в пандемию коронавируса в 2020 г. На основе информации о жалобах, а также анамнеза с учетом пола и возраста пациента ИИ рекомендует врачу три наиболее вероятных предварительных диагноза и после постановки предлагает пакет необходимых исследований и консультаций узких специалистов для его подтверждения. «Функция пакетных решений позволяет врачам в 10 раз сократить время на назначение анализов и обследований», – подчеркнули в депздраве.
Начиная с 2023 г. ИИ помогает терапевтам и врачам общей практики и при постановке заключительного диагноза. По данным ведомства, с помощью сервиса врачи поставили более 15 млн предварительных диагнозов и около 3 млн заключительных.
Еще один ИИ-сервис – для проактивного диспансерного наблюдения. Он позволяет отслеживать состояние пациентов в динамике, чтобы при необходимости приглашать их на внеплановый прием и корректировать терапию. Сервис охватывает около 1 млн москвичей с хроническими заболеваниями, уточнили в депздраве.
Нейросети в лучевой диагностике
Сегодня использование ИИ – стандартная практика. Критический порог доверия к ИИ-помощникам среди большинства врачей уже удалось преодолеть, чему отчасти способствовала пандемия, считает Ракова: «Тогда приходилось анализировать огромные объемы рентгеновских снимков круглосуточно. Стало очевидно, что без систем ИИ и компьютерного зрения не обойтись».
В области лучевой диагностики – флюорографии, маммографии, рентгенографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии – сервисы ИИ способны находить признаки патологий по 40 клиническим направлениям, включая онкологию, инсульт, аневризму аорты и ишемическую болезнь сердца.
По данным столичного депздрава, умные технологии помогли врачам-рентгенологам обработать более 14 млн исследований.
В июне 2025 г. стартовало новое клиническое направление работы нейросетей в лучевой диагностике – выявление признаков артроза тазобедренного сустава, что позволит начать лечение на ранних стадиях.
Москва не только повышает качество диагностики при оказании медпомощи своим жителям, но и делится опытом использования ИИ. В 2024 г. по поручению президента Владимира Путина город открыл доступ к цифровой платформе «МосмедИИ»: врачи из других регионов России получили возможность пользоваться лучшими сервисами ИИ для интерпретации лучевых исследований. На сегодня к сервису подключилось уже более 1200 медицинских организаций из 71 региона России, уточнили в депздраве.
Платформа показала эффективность
Чтобы объективно оценить эффективность работы единой цифровой платформы здравоохранения в Москве, необходимо проанализировать такие параметры, как увеличение доступности медицинских услуг, снижение времени ожидания записи к врачу, повышение качества медицинской помощи, а также количество пациентов, использующих данный ресурс и их удовлетворенность, отметил кандидат медицинских наук, медицинский директор группы компаний «Евроонко» Андрей Ворыханов. «На мой взгляд, платформа доказала свою эффективность, так как по всем этим параметрам заметно существенное улучшение. Наиболее эффективными сервисами я считаю электронную запись на прием к врачу и телемедицинские консультации, положительно влияющие на доступность медицинской помощи».
«У нас есть Московский центр аккредитации и профессионального развития в сфере здравоохранения, где готовятся программы для обучения врачей работе с цифровыми сервисами – медицинской информационной системой, инструментами анализа больших данных. Также в центре помогают освоить навыки проведения консультаций при помощи телемедицины».
Единая цифровая платформа позволила городской системе здравоохранения контролировать эпидемиологическую обстановку в столице во время пандемии и следить за динамикой заболеваемости после нее, подчеркнула в разговоре с «Ведомости. Городом» председатель комиссии по лабораторной диагностике московского отделения «Опоры России» Евгения Ермолаева: «Важно, что пациенты могут увидеть результаты своих анализов, не выходя из дома, что снижает нагрузку как на медицинский персонал, так и на больных».
Оба эксперта считают предоставление доступа региональным клиникам к платформе «МосмедИИ» стратегически верным решением. «Оно способствует стандартизации диагностических подходов и повышению качества врачебной помощи по всей стране, в том числе за счет технической поддержки и скорости принятия решений», – уверен Ворыханов.
Для дальнейшего развития единой цифровой платформы эксперты считают необходимым внедрять сервисы по мониторингу критических значений у хронических коморбидных пациентов (люди, у которых одновременно протекают два и более заболевания. – «Ведомости. Город») в реальном времени с помощью портативных носимых устройств, а также интегрировать систему с данными о пациенте, полученными в частных медицинских лабораториях.