Читайте также
Собянин открыл первую в России станцию метро на территории аэропорта
Корабль из Поднебесной: тестируем китайский кроссовер Exeed RX
В чем сила, Барби? Почему фильм о кукле стал самым человечным хитом

Умный трафик. Как избавить город от пробок?

Москва входит в десятку самых загруженных городов мира

Водители Москвы привыкли стоять в пробках. В 2016 г. они проводили в них примерно 91 ч в год, следует из отчета сервиса оповещения о дорожной обстановке в режиме реального времени INRIX. А к 2020 г. время, проведенное в пробках, увеличилось до 200 ч в год. Такие данные приводят специалисты голландской фирмы TomTom, занимающейся производством навигационных систем и составлением карт. Правда в 2018 году подход к расчету стал учитывать улично-дорожную сеть всей агломерации, включая и дороги Московской области, так что пробки объективно говоря, сократились: по всей Московской агломерации в 2013 году индекс загруженности дорог Tom Tom был более 100%, а в 2021 – уже 61%.

Что нужно сделать, чтобы город поехал, и что делается в Москве уже сейчас? 

Общественный транспорт вместо машины

Одна из важных задач большого города – создать удобный транспорт общественного пользования. Чем он комфортнее, дешевле и быстрее автомобиля, тем больше людей будет его использовать. У Москвы есть свои успехи в этом вопросе. В 2022 г. доля поездок на общественном транспорте Москвы составила 64%. И еще 21% водителей – читателей «Авто Mail.ru», которые участвовали в опросе издания, готовы пересесть на общественный транспорт с личных авто, если он станет еще удобнее и доступнее. 

Урбанисты Лондона, Парижа, Сеула, Копенгагена не первый год продвигают идею запрета автомобилей в городе, чтобы снизить уровень углекислого газа и создать пространство для пешеходов. Этот категоричный сценарий невозможен для Москвы. Но частично автомобили уже вытесняются не только метро, автобусами и такси, но и системами индивидуальной мобильности, например городскими самокатами. Сервисы уже предлагают воспользоваться самокатом, припаркованным у дома, офиса или торгового центра. Правила пользования самокатами также модифицируются и становятся более жизнепригодными.

Более половины всех поездок на автомобиле по дальности не превышает 8 км, поэтому автомобиль в этих случаях можно заменить на самокат или велосипед. К тому же авто в движении занимает в 28 раз больше места, не говоря уже о припаркованных автомобилях. Безусловно, популярность такого вида транспорта зависит от климата в отдельных городах России, и то, что будет популярно на юге страны практически весь год, не оценят жители Сибири. Универсального решения, к сожалению, не существует. Всегда это будет комплекс мер для конкретного региона со всеми его особенностями.

Любишь водить – заплати

Еще одна зарекомендовавшая себя стратегия решения проблем загруженности городских дорог – это постоянное повышение стоимости пользования личным авто относительно стоимости пользования общественным транспортом, такси и прочими альтернативами. В Москве это реализовано в формате платных парковок. Особенно в центре платные парковки активно стимулируют водителей выбирать общественный транспорт, что при должном масштабе заметно снижает загруженность улиц. 

В 2023 г. водители могут бесплатно припарковаться на улицах Москвы 69 дней в году. Стоимость парковки рассчитывается исходя из загрузки улицы, на которой она расположена. Не менее 10–15% мест должны быть свободными. На улицах с повышенными тарифами по 380 и 450 руб. в час в дневное время парковка остается платной и в воскресенье. Бесплатно оставить там машину можно лишь в дни государственных праздников. В итоге, согласно опросу «Авто Mail.ru», 59% пользователей сайта, участвовавших в исследовании, готовы пересесть на общественный транспорт, если цены на парковки продолжат расти. 

Если посмотреть на ситуацию в городе сейчас и 10–15 лет назад, то, без сомнения, платные парковки работают. Стоимость формируется на основе баланса предложения и спроса. При этом базовый тариф может сохраняться, а в целом тарифная система строится по принципу дифференцированных тарифов, когда базовый тариф растет по мере загрузки парковок и наоборот. Управлять парковочным пространством можно не только за счет стоимости. Также ограничения можно ввести по времени парковки, цели и типам транспортных средств. 

Движение без бутылочных горлышек

Одним из существенных недостатков дорожной системы Москвы можно назвать часто неудачное, хотя и закономерное, несоответствие «дизайна» улицы и ее функции. В идеальной городской среде улично-дорожную сеть можно разделить на два типа: городские улицы, которые являются общественными пространствами (здесь ходят пешеходы, работают кафе и магазины), и дороги, основная функция которых – пропускать транспортные потоки. На практике же много гибридов, которые объединяют эти несопоставимые функции, что приводит к пробкам, ДТП и общему недовольству. Ярким примером в Москве является северная часть ТТК, многие вылетные магистрали, особенно их участки ближе к центру города. 

Организованные перекрестки и их администрирование, регулирование светофоров, настройка интеллектуальной системы – все это позволяет транспортному потоку двигаться эффективно и также влияет на загруженность городских дорог. Так, например, до реконструкции Садового кольца в Москве магистраль разделяло от семи до 10 полос в одну и другую сторону. Главной идеей транспортных преобразований Садового кольца было создание единого профиля дороги, чтобы минимизировать эффекты бутылочного горлышка. Поскольку расширить самые узкие места (мосты и тоннели) не представлялось возможным, в рамках благоустройства излишнее пространство на других участках отдали под дублеры с парковками и пешеходное пространство – для машин выделено от трех до пяти полос в каждую сторону. Это позволило превратить Садовое кольцо из магистрали в центре города в относительно комфортную городскую улицу. При этом статистика показывает и сокращение пробок, и значительное сокращение ДТП. 

Выравнивание профиля и организация въездов-выездов и парковок через небольшие дублеры позволили очень заметно снизить конфликтность движения. В перспективе это также позволит организовать хорошо работающие выделенные полосы для общественного транспорта, если город примет такое решение.  

Есть в Москве еще один важный элемент транспортного каркаса – это набережные. Невозможно их все сделать пешеходными, как было сделано с Крымской набережной. Нужно искать баланс, чтобы сохранить и транспортную функцию, и комфортный променад. По этому принципу, например, была реконструирована Якиманская набережная: там расширили тротуары до 15 м, выполнили благоустройство, но без ущерба транспортному потоку и пропускной способности автомобилей.

Побороть проблему пробок больше шансов у полицентричного города, где потоки людей не стремятся в один-единственный центр из-за концентрации в нем рабочих мест. В Москве сегодня для этого развиваются хордовые связи, создаются альтернативные центру точки притяжения, рабочие места за пределами ТТК. Развитие мегаполиса – достаточно длительный процесс, если подходить к нему эволюционно, а не революционно. Через 10–15 лет есть все шансы увидеть еще более равномерное распределение городской активности, чем оно есть сейчас.

Самое популярное
Гараж
На зарядку становись: количество ЭЗС в Москве может вырасти до 30 000
Сергей Собянин озвучил планы по достижению этой цели к 2030 году
Наш город
Квизы, викторины, мастер-классы: в Москве провели Неделю финансовой грамотности
В мероприятии приняли участие более 35 000 человек
Наш город
Для здоровья и отдыха: территории трех медучреждений благоустроят в Москве
Работы пройдут в двух больницах и центре паллиативной помощи
Наш город
Беспилотный поезд в Москве и день рождения панды – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Культурный город
Экоактивисты и индийские сектанты: четыре фильма фестиваля молодого кино «Короче»
Имена победителей этого кинособытия, скорее всего, очень скоро будут на слуху
Культурный город
Стоп, снято! Объявлены итоги Московской международной недели кино
На ММНК побывали более 600 000 человек
Умный город
В контакте с учебой и здоровьем: гаджеты и приложения для школьников и родителей
Умный будильник, бутылка с тамагочи, нейросети-помощники и многое другое
Наш город
После реконструкции: Рижский вокзал примет первых пассажиров с 1 сентября
Через станцию будут ходить электрички дальних маршрутов
Наш город
Собянин: новый мост через Москву-реку откроется в 2025 году
Он свяжет три района столицы и откроет новый выезд в сторону северо-запада
Горожане / Интервью
Гарик Мартиросян: «Юмор меняется вместе с жизнью»
Известный телеведущий о новом шоу, поиске оригинальных форматов и эволюции юмористических площадок Москвы
Свободное время
Куда пойти в выходные 31 августа – 1 сентября
Самые интересные события в Москве
Наш город
Собянин рассказал о городской программе стимулирования создания рабочих мест
По итогам реализации более 281 000 горожан смогут трудоустроиться рядом с домом
Наш город
Выбирай и купайся: москвичи определят лучшие летние бассейны
В голосовании представлены свыше 20 локаций в разных районах столицы
Культурный город
Кино и космос: московский планетарий примет фестиваль научных фильмов
Мероприятие приурочено к 95-летнему юбилею небесной обсерватории
Культурный город
Опера под звездным небом: музыкальный фестиваль пройдет в Царицыно
31 августа и 1 сентября там выступят артисты российских и зарубежных театров