Читайте также
Вон из шкафа: куда отдать ненужную одежду и обувь в Москве
Благотворительному сервису mos.ru исполнилось 3 года
Делать добро: как участвовать в благотворительности руками, ногами и головой

Социальные инвестиции стали ближе к людям

Прошла XX конференция «Ведомостей» из серии «Бизнес и общество»
Вартан Айрапетян / Ведомости

Социальные инвестиции – это не только и даже не столько выделение средств, сколько способность правильно сформулировать целеполагание, выстроить процесс, найти партнеров и единомышленников и заинтересовать людей важностью решаемой задачи.

«Главная ценность на Земле – это жизнь, а социальные инвестиции – общественный инструмент достижения наилучшей жизни для человека сейчас и в будущем», – так была обозначена идея XX юбилейной конференции «Ведомостей» из серии «Бизнес и общество» «Социальные инвестиции».

Открывая дискуссию, модератор первой сессии, директор Центра устойчивого развития Московской школы управления «Сколково» Елена Дубовицкая отметила, что все больше инвесторов – как институциональных, так и частных – стараются подходить осознанно к инвестированию, а «человекоцентричность становится главным словом года».

Именно о человекоцентричности говорил первый спикер – первый заместитель директора службы занятости населения города Москвы и первый заместитель руководителя центра «Профессия будущего» Игорь Шашкин, пояснивший, что понимают под данным подходом московские власти. По его словам, во-первых, это доступность помощи, она в буквальном смысле слова должна быть всегда рядом, именно поэтому все московские центры занятости были переведены на площадки МФЦ. А во-вторых, эта помощь должна быть в максимально возможной степени кастомизирована – именно поэтому были выделены основные категории нуждающихся в поддержке (люди с инвалидностью, мамы с детьми, дети-сироты, люди, выходящие из мест лишения свободы, и др.) и для каждой разработан перечень программ, которые позволяют человеку социализироваться и впоследствии трудоустроиться. 

«Сегодня, в условиях кадрового голода, мы видим, что эти недооцененные категории становятся равноправными участниками рынка труда. Между работодателем и государством должен существовать некий мостик, который будет их связывать. Сегодня мы как служба занятости как раз тем самым мостиком и являемся», – заключил московский чиновник.

Стоит отметить, что московские власти активно используют прямую связь с гражданами и деловым сообществом не только при оказании помощи в рамках социальных программ поддержки, но и при формировании источников финансирования инициатив в области устойчивого развития в целом. В 2021 г. Москва стала первым субъектом РФ, предложившим инвесторам зеленые облигации, а с прошлого года запущена программа выпуска таких ценных бумаг для населения, которую город активно продвигает: первый выпуск бумаг граждане раскупили за пять недель.

Теперь облигационная повестка приходит и в социальную сферу. Об этом на конференции подробно рассказывал исполнительный директор бизнес-блока ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков. По его словам, крупный капитал очень любит стандартизацию, чтобы деньги шли в проекты определенного типа. Для бизнеса нужно очень четкое определение, что это за проекты. В связи с этим по инициативе ВЭБ.РФ по аналогии с экологической таксономией была разработана и недавно утверждена социальная таксономия – маркировка, которая позволяет выпускать социальные облигации либо выдавать социальные кредиты. При этом четко определено, что деньги от этих инвестиций должны направляться на то, чтобы помогать людям, которые находятся в сложной ситуации. 

«Мы ожидаем, что крупные российские компании-эмитенты облигаций будут активно выходить на данный рынок в этом году», – обрисовал перспективы нового источника финансирования социальных проектов банкир.

Впрочем, социальные инвестиции – это тот случай, когда деньги решают далеко не все. Об этом говорил генеральный директор «Совкомбанк технологий» Вячеслав Литовченко. По его словам, у большого числа российских НКО и благотворительных фондов актуальной потребностью является наличие технологических и управленческих компетенций в штате. Есть и кадровых голод: «зачастую в фонде в одном человеке соединяются сразу несколько ролей и ему сложно разорваться на части – и бухгалтером быть, и директором, и реализовывать свои благотворительные программы». 

«Наши исследования показали, что если ранжировать основные сложности, с которыми сталкиваются благотворительные фонды, получится следующая последовательность: кадры, время, деньги», – рассказал Литовченко.

Решить часть этих проблем призван совместный проект Совкомбанка и Skolkovo Fintech Hub для организации инфраструктурной поддержки и цифрового развития НКО и благотворительных фондов «Технологии добра». В его рамках социально ориентированные организации могут найти для себя нужные продукты и сервисы – они предоставляются партнерами проекта безвозмездно или на льготных условиях, что позволит сосредоточиться на непосредственной помощи благополучателям. 

«Мы верим, что общими усилиями сможем создать условия для роста некоммерческих организаций через системную поддержку инфраструктурного и цифрового развития», – отметил Литовченко.

На важность развития партнерских отношений и массового вовлечения людей в социальные инициативы указывали и выступавшие на конференции представители реального сектора экономики, развивающие собственные социальные программы.

Так, руководитель направления корпоративной социальной ответственности (КСО) группы ОМК Ольга Миронова рассказала, что при запуске проектов компания проводит социальные опросы для выявления социально значимых сфер поддержки. «В Выксе это вопросы, связанные с культурой, с инклюзией, Челябинск – экология, Башкортостан, Татарстан – помощь инвалидам, семьям и пожилым людям, – привела она примеры. – Когда компания работает в различных регионах, а социальные программы ОМК реализуются сегодня в 28 регионах, карта стейкхолдеров меняется, поэтому стратегические сессии перед запуском программ очень важны». 

То же касается и выбора целевых групп поддержки: есть очевидные всем, такие как дети-сироты, инвалиды, пожилые люди, но есть и неявные группы, для выявления которых нужна поддержка партнеров – фондов, НКО, социальных предпринимателей. Важно и корпоративное добровольчество – это не только вовлечение и адаптация сотрудников, но и повышение эффективности: волонтеры живут непосредственно в местах реализации программ и лучше видят проблемные социальные группы, а иногда и сами в них попадают.

Директор департамента по КСО Транспортной группы FESCO Вера Яковлева считает, что сейчас бизнес уходит от «прямой классической благотворительности» и переходит на партнерские взаимоотношения, когда каждый понимает, что и для чего он делает. 

«Представители местного сообщества понимают, какие острые проблемы в регионе присутствия они решают, – пояснила она. – И бизнес понимает, зачем он вкладывает деньги, зачем он поддерживает каждое конкретное НКО. Они вместе могут придумывать проекты, которые будут очень логично и системно встраиваться в стратегию, реализуемую компанией в регионе своего присутствия». 

Кроме того, как рассказала Яковлева, существенный аспект социальных программ FESCO – образовательный: важно не просто отобрать и профинансировать наиболее интересные проекты НКО, но и научить их разрабатывать, презентовать и защищать такие проекты, а также корректировать их с учетом мнений экспертов. На этом компания делает особый акцент в рамках своей программной деятельности.

Директор по корпоративным коммуникациям и устойчивому развитию группы «Свеза» (деревообрабатывающая промышленность) Валентина Лихачева также считает, что «точечная», «классическая» благотворительность недостаточно эффективна, при реализации социальных инвестиций нужен комплексный, интегрированный подход, предполагающий вовлечение всех заинтересованных сторон – государства, НКО, местного бизнеса, сотрудников компании и широких слоев населения. 

«Один в поле не воин, – сказала она, – кроме того, если ты делаешь все сам, вырабатывается иждивенческий подход, люди это не ценят. Например, построил детскую площадку – завтра ее сломали и забыли об этом, а если привлечь к проекту местных жителей, они потом будут бережнее относиться к этой площадке, социальная инфраструктура прослужит длительное время».

Как именно можно эффективно привлекать к социальным инициативам широкие слои населения, на конференции «Ведомостей» рассказала заместитель директора по маркетингу компании FONBET Валерия Купина.

Компания FONBET уже более пяти лет реализует различные социальные и благотворительные проекты под эгидой программы ДоброFon, поддерживая фонды, больницы, спортивные и различные общественные организации. Например, в рамках футбольного турнира FONBET Кубок России компания умножает количество болельщиков на матчах на определенную сумму и переводит эти деньги в локальные благотворительные фонды. Еще один крупный социальный проект – «Доброфура»: компания совместно с Континентальной хоккейной лигой (КХЛ) организовала 21 благотворительный матч в 18 городах России.

«Мы видим социальную миссию нашей компании как в прямой финансовой помощи, так и в привлечении внимания к вопросу благотворительности и информационной поддержке инициатив. В проекте с КХЛ наша цель заключалась в том, чтобы сделать благотворительность понятной и доступной для болельщиков хоккея, сделать ее частью их повседневной жизни».

Самое популярное
Наш город
В Москве начали подключать отопление
Первыми тепло получат социальные объекты столицы
Наш город
Модный договор: более 50 стран в Москве создали новую федерацию БРИКС
В ее задачи войдут углубленное партнерство, устойчивое развитие и поддержка молодых специалистов
Наш город
Детсады, поликлиника, ледовый дворец: какие соцобъекты построят в ТиНАО
Сергей Собянин рассказал о проектах в Новой Москве
Свободное время / Галерея
Как прошла выставка «Наследие» в рамках BRICS+ Fashion Summit
Она состоялась в московском «Зарядье»
Свободное время
Что слушать этой осенью: опера про Оппенгеймера и «Мастер и Маргарита» в Большом
Главные события в мире музыки, которые порадуют москвичей этой осенью
Наш город
Во второй половине октября в Москве ожидается снег
Медики рекомендуют москвичам сделать прививку от гриппа и COVID-19
Наш город / Галерея
Вдоль реки: как в Москве благоустраивали набережные
На них появились велодорожки, зеленые зоны, смотровые площадки и пристань-амфитеатр
Наш город
Экскурсии, танцы и спорт: ВДНХ этим летом посетили 9 млн человек
Собянин рассказал о событиях, которые принял выставочный комплекс в год 85-летия
Наш город
В Москве запустили зоотрансляции и нашли древние изразцы – хорошие новости
Только положительные события в завершение недели
Наш город
Подземка на связи: единому диспетчерскому центру метро исполнилось пять лет
За время работы ЕЦД скорость реагирования служб выросла в 2,5 раза
Свободное время
Куда пойти в выходные 5–6 октября
Самые интересные события в Москве
Москва 2030
Столичные власти рассчитывают к 2030 году существенно нарастить кинопроизводство
Создание кинокластера решит проблему дефицита павильонов и расширит возможности для натурных съемок
Москва 2030
Сад Маргариты, лаунж-зоны и миллионы алых роз в Москве
Как ландшафтное искусство преображает привычное городское пространство
Москва 2030
В Москве подвели итоги нового формата летних активностей
За 100 дней фестиваль «Лето в Москве. Все на улицу!» посетило более 10,5 млн гостей
Москва 2030
В Москве продолжится масштабное благоустройство до 2030 года
Сергей Собянин рассказал, какие изменения ждут столицу