Предприниматели обсудили стратегии устойчивости

Что сегодня обеспечивает бизнесу возможность расти и развиваться
Вартан Айрапетян
Вартан Айрапетян

Ключевыми факторами устойчивости бизнеса в текущих экономических реалиях стали операционная гибкость, регулярная оценка маржинальности и фокус на развитии и удержании сотрудников. К такому выводу пришли участники конференции «Финансовые стратегии и инструменты для бизнеса», организованной «Ведомостями» и Московским гарантийным фондом. Предприниматели, представители сервисных компаний и институтов поддержки говорили о ближайших перспективах развития малого и среднего бизнеса (МСБ) и о том, какие стратегии действительно работают в условиях нестабильной экономики.

Долгосрочный план или ручное управление

Первый трек дискуссии участников конференции – вопрос стратегии и ресурсов на старте запуска бизнеса. «Даже если нет четко сформулированной стратегии, начиная любое дело, подумайте, как обеспечить его необходимыми ресурсами. Без этого риск потерпеть неудачу крайне высокий», – говорит исполнительный директор Московского гарантийного фонда Антон Купринов. Попытки «захватить новые ниши» без финансовой подушки, по его словам, выглядят вначале как рост, но заканчиваются кассовыми разрывами или построением «пирамиды».

Купринова поддержал сооснователь и генеральный директор агропромышленного холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин: «Без денег начинать что-то серьезное – это рецепт на проблему».

Основатель сети кофеен «Правда кофе» Филипп Лейтес возразил: по его словам, долгосрочное планирование сегодня в России не работает из-за постоянных изменений окружающей бизнесмена среды. «Сейчас в бизнесе у нас идет план на полгода, допустим, на год. На мой взгляд, на данный момент, если открываем бизнес, заложить какую-то стратегию, чтобы она работала, на пять лет и была базой, это довольно тяжело сейчас», – поясняет Лейтес. По его словам, когда сильно меняются экономическая среда, логистика, спрос, финансовая модель перестает быть прогнозом и превращается в инструмент навигации, который пересобирается по ходу движения.

Основатель сети кофеен «Здрасте» Владислав Редькин считает, что опыт предпринимателя – это «количество гипотез, которые он протестировал».

Поэтому он считает важным отказаться от идеи «единственно верной модели». Устойчивость формируется не за счет предсказаний, а за счет скорости корректировки курса, резюмировал эксперт.

Чебурашкин предложил в качестве источника стабильности для бизнеса диверсификацию. Широкой ассортимент продукции, разные каналы сбыта, разные сегменты потребления – все это позволяет компенсировать просадки, полагает он. «Мы создали гибкость благодаря тому, что изначально планировали очень широкий ассортимент», – рассказывает Чебурашкин. Эксперт подчеркнул, что при этом важно следить за статистикой и трендами – мониторить и адаптироваться, но при этом «не прыгать, не метаться из стороны в сторону».

Не менее важным фактором устойчивости бизнеса участники назвали людей. Лейтес подчеркнул, что ключевые сотрудники должны быть вовлечены в развитие продукта и разделять ценности компании. «Если ты видишь, как человек работает, ему не нравится, то лучше пусть он поменяет работу, нежели остается с каким-то негативом в компании», – советует эксперт.

Цифры как рецепт успеха бизнеса

Купринов указал на еще одну типичную ошибку малого и среднего бизнеса: отсутствие управленческого учета по продуктам и сегментам. По его словам, компании нередко обнаруживают, что до 75% ассортимента продается с нулевой рентабельностью, а прибыль формирует лишь малая часть позиций. В такой ситуации рост оборота лишь маскирует системные проблемы, отметил эксперт.

По мнению участников, реальными инструментами управления в текущей среде становятся регулярный пересчет маржинальности, отказ от слабых позиций и постоянная адаптация структуры затрат под меняющиеся условия рынка.

В рамках этой темы возник вопрос, как понять, когда бизнесу нужен финансовый директор. Ведь его наличие предполагает дополнительную нагрузку на фонд оплаты труда. Формула Купринова звучит так: «Если вы надумали брать кредит в банке – у вас уже должен быть финансовый директор». С этим согласились другие предприниматели, добавившие, что наличие финдиректора позволяет смотреть на бизнес через систему показателей, а не интуицию.

Кризис – не катастрофа, а повседневность

В финале дискуссии Лейтес отметил, что при ведении бизнеса всегда приходится сталкиваться со сложностями. Проблемы меняются – пандемия, ставка, логистика, персонал, проверки, однако устойчивость при этом определяется не отсутствием сложностей, а способностью их преодолевать, сказал эксперт.

Определенную роль в стабильности компаний играют и программы поддержки малого и среднего бизнеса. Но предприниматели отметили, что государственная помощь остается сложной в администрировании. «Вопрос, как пройти процедуру, потому что нужно предоставить максимально подробный пакет документов», – пояснил Редькин.

При этом Чебурашкин отметил системные плюсы последних лет: снижение страховых взносов, льготный НДС, частичная компенсация стоимости обязательного оборудования для маркировки по системе «Честный знак». Все это напрямую влияет на себестоимость.

Модератор дискуссии – редактор отдела «Финансы и инвестиции» «Ведомостей» Екатерина Литова – подвела итог: «При построении бизнеса в текущих условиях в первую очередь важно понимать свои ресурсы в самом начале, постоянно смотреть на статистику, реально оценивать состояние своего бизнеса, а также уметь быстро и оперативно подстраиваться под меняющиеся условия». Она добавила: не стоит забывать и о том, что государство может помочь бизнесу закрыть часть его нужд.