Столичные девелоперы все активнее инвестируют в проекты с культурной составляющей
На какие дивиденды они рассчитывают, вкладывая миллионы рублей ежегодно
Образовательный центр и школу эстрады, театра и кино задумала в одном из своих проектов – UP-квартале «Западное Кунцево» – ФСК «Лидер». Сейчас школа проводит набор юных дарований, а на полную мощность заработает этим летом. Обучение будет платное – от 15 000 рублей. Коммерческая составляющая проекта заключается в том, что здание будет передано в управление оператору услуг, который станет выплачивать собственнику либо фиксированную ставку аренды, либо процент от прибыли. Окупить инвестиции девелопер надеется не раньше чем через 8-10 лет.
Два этих проекта – пример осознанного подхода застройщиков к инвестициям в культуру. Между тем культурные объекты в России чаще всего возводятся как обременение при строительстве жилых и многофункциональных комплексов, то есть, что называется, добровольно-принудительно, отмечает коммерческий директор «ТПС Недвижимость» Алексей Ванчугов. «Мне неизвестно о масштабных или хотя бы просто системных инвестициях в культуру со стороны девелоперов. Иногда девелопер оказывается вовлеченным в проект, предоставляя площадку, оборудование или даже участвуя в финансировании, но, как правило, инициатива в таких случаях исходит от властей», – говорит эксперт.
Инвестиции – это вложение средств с целью извлечения прибыли. Однако культурные инвестиции – нечто особое. Они связаны не только с финансами, но и с эмоциями. «Несложно подсчитать, за какой срок окупится, например, школа искусств с платными услугами. Гораздо труднее оценить ее «немонетарное» значение – вклад в прогресс, в развитие культуры. А что, если трехлетний кудрявый карапуз, который сегодня бренчит на фортепиано в построенной девелопером школе искусств, через двадцать лет станет виртуозным пианистом? Какой это даст экономический эффект? И можно ли вообще измерить это в деньгах?» – рассуждает Дмитрий Котровский, партнер девелоперской компании «Химки Групп». Именно из-за некоммерческой, эмоциональной составляющей многие застройщики берутся возводить объекты культуры, которые сложны в строительстве и низкорентабельны, так что возврата инвестиций можно ожидать лишь через 15-20 лет.
Подобными соображениями руководствовались и акционеры компании «Химки Групп», когда решили создать творческо-культурную среду в семейном спортивно-образовательном кластере «Олимпийская деревня Новогорск». Проектом предусмотрено строительство в нем здания, где расположатся танцевальный, драматический и вокальный классы, а также концертный зал на 200 мест. Здесь планируется создать авторские школы, в частности Школу вокального мастерства, танцев и драматического искусства Алексея Кортнева и Школу искусств. Предполагается, что преподавать в них станут известные деятели культуры и опытные педагоги, а учиться будут не только дети, но и их родители. «Мы сами взвалили на себя этот груз и ни разу об этом не пожалели», – объясняет Котровский.

«Химки Групп» планирует соз- дать Школу А. Кортнева
Культурные «инвестиции» приносят неплохие дивиденды с точки зрения рекламы, маркетинга и PR — они формируют положительный имидж бренда и повышают лояльность клиентов, уверена Динара Лизунова, директор PR-департамента Capital Group: «Выставки, показы мод, публичные лекции – деятельность, непрофильная для девелоперов, но она дает своеобразную отдачу, повышая узнаваемость компании».
Желая привлечь к себе внимание и повысить узнаваемость бренда, компания «КРАЙС Девелопмент», занимающаяся редевелопментом территории завода «Кристалл», регулярно проводит на своем объекте архитектурные конкурсы, вернисажи и экскурсии, выделяя на них до 10% от общей суммы инвестиций в проект. Все это привлекает арендаторов, в основном творческие и ремесленные мастерские.
Тем же принципом руководствуются и в корпорации Good Wood. «Поддержка искусства – хороший и безобидный повод для PR. Например, делая добро детям, постоянно задумываешься, этично ли об этом рассказывать, а искусство – почему нет?» – рассуждает управляющий партнер корпорации Александр Дубовенко. Минимум три раза в год компания проводит мероприятия, способствующие приобщению людей к прекрасному. Например, весной, когда, традиционно начинается строительный бум, Good Wood приглашает друзей и партнеров в Московскую консерваторию. В этом году там прошел джазовый вечер с участием Виктора Зинчука и Игоря Бутмана. Организация одного такого музыкального вечера обходится компании примерно в 4 млн рублей.
Говоря о сумме ежегодных «инвестиций» в культурные проекты, генеральный директор «Реставрации-Н» Энвер Кузьмин отмечает, что для его компании речь идет о восьмизначных суммах в рублях. Компания уже много лет является спонсором Российской академии искусств – организует художественные и фотовыставки, издает книги об искусстве. «Реставрация-Н» – постоянный партнер джазового фестиваля «Подмосковные вечера» и организатор обзорных экскурсий для школьников по фондам столичных библиотек. По словам Кузьмина, поддержка культурных мероприятий является частью маркетинговой стратегии фирмы.

Джазовый вечер с участием В. Зинчука провела корпорация Good Wood
Другой столичный девелопер, компания Vesper, которая реновирует архитектурные памятники под премиум-апартаменты, ставит себе в заслугу бережную реставрацию старинных зданий. «Эта профильная для нашей компании деятельность не только приносит доход, но и помогает сохранить исторический облик города», – говорит гендиректор Vesper Борис Азаренко, тем самым подчеркивая социальную составляющую своего бизнеса. Помимо этого, компания спонсирует различные культурные события, в частности, состоявшиеся в 2014 году Международный фестиваль Анны Герман, IX международный театральный фестиваль «Территория», выставку живописи и графики Владимира Вейсберга, о которых много писали в прессе.
На стыке коммерции и маркетинга оказался проект руководителя подмосковной девелоперской компании RDI Дмитрия Аксенова: осенью прошлого года он выкупил 70% акций ярмарки современного искусства Vienna Contemporary, ранее известной как Vienna Fair, которая ежегодно проходит в Австрии. Бизнесмен сразу ввел новшества, заметно оживившие мероприятие. При нем в программу ярмарки были включены «посиделки» коллекционеров, публичные вечерние лекции, а также форум «Полис-21: городские интервенции», посвященный проблемам современной урбанистики. Помимо приобщения людей к прекрасному Аксенов ставит перед собой чисто коммерческие цели: получение дохода от сдачи в аренду выставочных площадей и продажи произведений современного искусства. Некоторые арт-объекты он привозит в Москву, чтобы выставлять в шоу-румах своих проектов для привлечения покупателей.
Увы, пока не все компании понимают преимущества культурных инвестиций. «На зрелых рынках, в Америке и Европе, существует такое понятие, как устойчивое развитие, которое характеризует работу компании на стыке экономики, экологии и общественных интересов, – говорит Алексей Ванчугов из «ТПС Недвижимость». – В ее рамках многие западные девелоперы вкладывают в культурные проекты в пределах своей зоны влияния. Данные об этих акциях публикуются во всех годовых отчетах, и инвесторы обращают на них внимание. Недостаточная активность компании в этом плане может отпугнуть инвесторов, и ее котировки упадут. У нас такого стимула нет, а рассчитывать на сознательность девелоперов чаще всего не приходится. Вот и получается, что единственный механизм для стимулирования поддержки культуры – разнарядка от властей».
