FT и WSJ: Санкции не помогут

WSJ напоминает, что Путин не любит проигрывать, и считает, что вернее всего помочь Украине не санкциями, а оружием; FT прощается с посткоммунистической Россией и объясняет, зачем Москва выбрала антиамериканизм во внешней политике
Ираклий Чохонелидзе/ ИТАР-ТАСС

Завершается 25-летняя глава в истории отношений России с Западом, пишет в редакционной статье Financial Times. Ведущие деловые издания прокомментировали последние санкции Евросоюза и США против Москвы. Financial Times констатирует крах 25-летних усилий построить конструктивные отношения с государством, про которое была надежда, что оно отойдет от политики самоизоляции времен коммунизма. Такой надежды в обозримом будущем снова не возникнет, уверена газета. The Wall Street Journal выражает удовлетворение, что наконец-то ЕС и США осуществили свои угрозы. Издание не исключает, что в дальнейшем в санкционный список может попасть сам президент Владимир Путин. Газету беспокоит только, не слишком ли поздно для спасения Украины Запад решился на этот подход.

Комментируя секторальные санкции ЕС, WSJ отмечает, что Европа не образец мужества, поскольку пока блокируются только будущие сделки с Россией по вооружениям, а не отменяются уже заключенные. США закрыли доступ на свой рынок капитала для еще трех российских госбанков - ВТБ, Банка Москвы и Россельхозбанка, но не стали расширять санкции для всего банковского сектора, добавляет газета.

Сейчас президент Владимир Путин встал перед выбором: сократить связанные с санкциями потери и прекратить поддержку боевиков или же усилить их поддержку и, возможно, послать регулярную армию на Украину, считает WSJ. "Его прошлое наводит на мысль, что он не любит проигрывать", - отмечает издание. Оно также напоминает, что президент США Барак Обама, выступая с заявлением по Украине и России, исключил военную помощь Киеву. Это должен был заметить и Путин, считает газета. По мнению WSJ, Германия и другие страны ЕС решились на серьезные санкции из "очень специфического страха" перед расширением войны в Европе. Лучшим способом предотвратить такую войну стала бы помощь Украине в ее защите от российской атаки путем поставок на Украину оружия, считает издание.

Последние санкции не поставят российскую экономику на колени и в краткосрочной перспективе не заставят Россию прекратить поддерживать сепаратистов на Украине, считает Financial Times. Однако, как уверена газета, они почти наверняка вызовут ответную реакцию России, и западному бизнесу потребуются объяснения, ради чего они несут убытки. "Существенно, чтобы общественность понимала причину изменения подхода к Москве, поскольку, по всей вероятности, он сохранится надолго", - пишет FT. Издание не считает, что западная общественность настолько невежественна, чтобы попасть под влияние "российской дезинформации" в СМИ и интернете, но тем не менее, по его убеждению, правительства западных государств не должны оставить ложь Москвы и европейских радикальных популистов правого толка без ответа.

FT согласна с Обамой, что возрождения холодной войны не будет, причин для алармизма нет. По оценке газеты, Россия не является советской супердержавой. У нее есть постоянное место в Совбезе, а также избыток сырья и межконтинентальные ядерные ракеты, но в остальном она не ровня Соединенным Штатам на мировом уровне. "В Азии она является младшим партнером Китая", - отмечает FT. Однако и улучшение отношений России с миром едва ли возможно без политических изменений внутри страны, полагает она. Газета считает, что после войны, в которую Путин "заманил Грузию" в 2008 г., отделения Абхазии и Южной Осетии, аннексии Крыма, поддержки Путиным пророссийского бунта на Украине западным государствам следует быть настороже на случай новых нарушений со стороны России.

По мнению FT, под конфронтационной позицией Путина на мировой арене кроется глубинное понимание, что посткоммунистическая попытка России построить современное государство и общество терпит неудачу. Издание считает неслучайным усиление агрессивности Путина по отношению к внутренней оппозиции после массовых протестов 2011-2012 гг. и к Украине. "Как было с советским Политбюро, так теперь и с Путиным и его окружением: неуверенный в себе аппарат власти выбирает во внешней политике антиамериканизм, поскольку он совмещается с подавлением политических свобод во внутренней политике", - считает FT.

The New York Times в редакционной статье выражает удовлетворение, что наконец-то Евросоюз и США сообща ввели серьезные санкции, которые, по мнению издания, Россия вполне заслужила. "Действия России после крушения малайзийского лайнера и гибели 298 человек сводились к цепочке лживых заявлений и эскалации прямого участия в событиях на Украине", - пишет газета. Редакция согласна с Обамой, что изоляция - это сознательный выбор России и президента Путина. Готовность Европы, несмотря на ее зависимость от российского газа и угрозу потери многих рабочих мест, сменить позицию по санкциям и нанести вместе с Соединенными Штатами удар по российской экономике означает, что европейские лидеры осознали серьезность угрозы со стороны Путина, пишет газета. Санкции она называет несовершенным и обоюдоострым оружием, но у Запада нет другого для того, чтобы показать президенту Путину и его "реваншистской клике", что за нарушение международных норм придется платить.